«Санкт-Петербург Марина» – так называется мегапроект XXI века, который призван определить будущее города на десятилетия вперёд. Сегодня он входит в число десяти ключевых приоритетов развития нашего мегаполиса. Замыслы масштабные. Когда всё будет сделано, Петербург станет круглогодичным, всесезонным морским курортом и яхтенной столицей России. Подробности – в материале spb.aif.ru.
Появятся парки, бассейны
Реализация масштабного замысла обсуждалась руководством города, членами правительства страны и на Петербургском международном экономическом форуме. Познакомиться с ним могли и все желающие. Для этого в выставочном павильоне Северной столицы был установлен большой макет, посвящённый знаковому проекту. Впереди грандиозное строительство, центр которого сосредоточится в районе прежней промышленной площадки «Горская» под Сестрорецком. Площадь курорта составит 160 га.
«Вопрос имеет особую значимость не только для Петербурга, но и всей страны, – подтвердил губернатор Александр Беглов. – Многое уже сделано в части имущественных вопросов и проектирования. Внесены изменения в генеральный план Санкт-Петербурга, завершена разработка проекта Правил землепользования и застройки. Город выполняет свои обязательства. Сейчас ведём работы по проектированию объектов сопутствующей инфраструктуры: тоннельного канализационного коллектора Горская – Конная Лахта, реконструкции Приморского шоссе с путепроводом в сторону будущего курорта и центра электроснабжения кластера».
Также совместно с инвестором подготовлена дорожная карта, градостроительная документация. На финальной стадии проектирования находится первый объект будущего курорта – Академия парусного спорта. Прошли и общественные слушания, которые состоялись весной нынешнего года. Горожане высказали свои претензии, пожелания, которые, как заверили в администрации, обязательно будут учтены.
Планируется, что работа пройдёт в два этапа. На первом, рассчитанном до 2026 года, будут построены школа яхтенного спорта и яхт-клуб. Также здесь намерены создать самую большую в Европе яхтенную марину. Появятся специальные помещения, ангары, где можно в хороших условиях хранить и ремонтировать сотни судов.
Второй этап займёт уже четыре года, с 2026-го по 2030-й.
За это время будет возведён спортивный кластер, киностудия с тематическим парком, где можно снимать фильмы и сериалы, экстрим-парк с крытыми и открытыми зонами, станции водных видов спорта. Поднимутся кварталы с уютными и комфортными гостиницами, образовательный комплекс и бизнес-центр, оборудуют автостоянки. На территории курорта создадут и новые общественные пространства, в том числе набережные и парковую зону вдоль Финского залива. Откроются выставочные залы, музеи, арт-объекты, различные кафе и рестораны.
Построят огромный бассейн, площадью почти 30 тысяч «квадратов». Уже заявлено, что по размеру он будет как «четыре футбольных поля», при этом любители и спортсмены смогут плавать и соревноваться круглый год.
В центр – за 25 минут
Эксперты подчёркивают, что у площадки привлекательная транспортная доступность. Рядом расположена железнодорожная станция Горская, так что дорога до исторического центра Санкт-Петербурга займёт всего 25 минут. До Московского вокзала чуть дольше, а до аэропорта Пулково можно доехать за 45 минут.
Кроме того, Приморское шоссе и КАД связывают Горскую с Кронштадтом, где расположен другой флагманский объект – туристско-рекреационный кластер «Остров фортов». Таким образом, туристы, приехав в Горскую на морской курорт, смогут одновременно побывать и в «Острове фортов» в Кронштадте. Одновременно будут строиться новые дороги, в частности, дублёр Приморского шоссе.
«Мы ожидаем, что новый мегакластер дополнительно привлечёт в город 1,3 миллиона гостей в год, – подчеркнул Александр Беглов. – Будет создано около 7 тысяч рабочих мест. Ранее Петербург притягивал туристов культурно-историческим наследием. Сейчас у нас появится всесезонный курорт для отдыха на природе. Проектов подобного масштаба в нашем городе ещё не было».
Мнение эксперта
Политолог, доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра:
«Мне кажется, что к этому проекту нужно относиться, глядя на него из 2050 года. К тому моменту уже будет построена ВСМ между Москвой и Петербургом, и люди из столицы смогут приезжать в наш город всего за 2,5 часа. Значит, уже сегодня нужно думать, как от «Беговой» до Горской дотянется ветка метро. Примерно так, как это сделано в Новой Москве. Либо туда нужно проложить линию скоростного трамвая, чтобы от Ленинградского вокзала до гостиничного номера с видом на Финский залив проходило в среднем 3,5 часа. Причём безо всяких перелётов, досмотров в аэропорту и поездок от Пулково.
Считаю, что создание самой Горской – это только часть успеха. Потому что многое будет зависеть от «стирания» административных барьеров и бюджетных границ между Петербургом, Ленобластью и Карелией. Если смотреть ещё шире, то у нас есть Приозерск, Выборгские шхеры, Сортавала, и всё это тоже – транспортное «плечо» трёх-пяти часов, если вложить соответствующие ресурсы. Это потребует от властей совершенно других масштабов планирования. Поэтому нам всем предстоит развивать всё, что касается яхтинга, марин, детского яхтинга и буерного спорта.
Также от Горской необходимо запустить регулярное сообщение водным транспортом как минимум до «Зенит Арены». Есть такая классическая фраза: «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» Уверен, то, что сегодня при строительстве Горской кажется «невозможным», уже через 5–10 лет станет приобретать реальные черты».
Преобразятся набережные, дворы, сады
К слову, до 2030 года в Петербурге планируют построить 240 общественных пространств.
Внимание уделяется как особо охраняемым территориям, так и детским, спортивным площадкам в городских дворах. Реализуется программа «Петербургские дворы», при этом важно, что проекты принимаются с учётом мнения горожан.
«Город перешёл от «лоскутного одеяла» к системе непрерывных и комфортных новых объектов, – считает экс-заместитель председателя комитета по благоустройству Петербурга Лариса Канунникова. – Это говорит о том, что мы видим сегодня не только общественные пространства. Вместе с жилыми массивами появляется целый комплекс территорий, которые активно благоустраиваются».
В числе интересных решений – набережная реки Карповки, Южная дорога, пространство у метро «Зенит», Верхнее и Среднее Суздальские озёра, Заневский и Фёдоровский парки. Ряд комплексов удостоены профессиональных наград. Так, сад без названия у Ивановского карьера получил «золотой» диплом за лучший проект, а Стрельнинская бухта стала победителем XIV Национальной ландшафтной премии в одной из номинаций.
В планах на ближайшие 5 лет – привести в порядок ещё 70 км береговых линий, оборудовать 3 новых экологических маршрута – в Сестрорецких дюнах, Тарховском лесопарке и Белоострове. Также продолжится работа по созданию общественных пространств и модернизации освещения.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.