Какими качествами должен обладать дирижёр, почему рок-хиты востребованнее классических произведений, и какую музыку слушают на отдыхе музыканты - АиФ рассказал дирижер, композитор, дирижер Губернаторского симфонического оркестра, основатель «Терем-квартета», дуэта «Ма.Gr.Ig.Al.» и настоящего хита - симфонического оркестра IP Orchestra Игорь Пономаренко.
— Игорь Леонидович, ваш симфонический оркестр в этом году стал рекордсменом по аншлагам. Чем это можно объяснить?
— Публика привыкла, что у нас всегда высокое качество. Мы создаем новые программы, всегда пытаемся быть первыми, и за 13 лет наш оркестр стал заметным явлением в городе. К тому же, играть одно и то же нам и самим неинтересно. Я всегда стремлюсь менять программу. В годы мы выпускаем три, иногда четыре новых программы. А поскольку в копилке десятки таких программ, то удается чередовать, добавлять что-то свеженькое, и в результате программы не надоедают ни нам, ни слушателю.
— Уверен, и без лидерских качеств дирижеру не прожить…
— Конечно. Ведь он — командир оркестра, центр Вселенной. Стоит спиной к залу, посылает эмоции — и своим музыкантам, и публике — и получается то, что нужно. Но у каждого дирижера свои методы: кто-то относится к музыкантам деспотично, и это частое явление, кто-то пытается уговорить… У меня другой подход — я пытаюсь привлечь артистов к сотворчеству. Это, конечно, не значит, что у нас в оркестре царит демократия. Диктат присутствует, без него никак нельзя. (Улыбается.) Но у нас есть место и для творчества, для того чтобы выразить свою индивидуальность. Я не хочу, чтобы музыканты тупо исполняли мою волю, это неинтересно.
- Какой репертуар особенно востребован у петербургской публики?
- Петербургский слушатель, конечно, избалован. Наша публика ценит эксклюзивные программы. И мы это чувствуем, поскольку много гастролируем, часто играем за пределами Петербурга. В этом году дали 50-60 концертов - и Сибирь, и Крым, и Подмосковье. И всегда понимание, что выступление в Петербурге - это особая ответственность, даже в Москве попроще. Наш слушатель любит качество, любит эмоцию. И нам хочется удивлять Петербург.
Все началось с гармошки
— Вы с детства обладали организаторскими способностями, любили объединять вокруг себя людей?
— Пожалуй, нет. В детстве я был, скорее, одиночкой. Предпочитал посидеть где-нибудь на горе, помечтать. А вот чуть позже, когда окончил школу и поступил в училище, такие способности у меня действительно проявились. В консерватории у меня и вовсе был опыт участия в комсомольской организации — работал по идеологической части.
— Когда поняли, что посвятите свою жизнь именно музыке?
— С самых юных лет. В детские годы я очень хорошо пел. Меня могли остановить на улице, попросить: «Спой что-то» — и я это делал. У нас вообще была музыкальная семья — отец и дед играли на гармошке… В общем-то именно дед и виноват в том, что я связал свою жизнь с музыкой. (Улыбается.) Он в какой-то момент обратил внимание на мои способности и заставил бабушку отвести меня в музыкальную школу.
— Какой музыкой вы увлекались в детстве, в юношестве?
— С одной стороны, ответить на этот вопрос достаточно сложно. С другой — если я включу какую-то радиостанцию и услышу песни тех лет, то, скорее всего, начну им подпевать. То есть большинство из них я знаю наизусть, хоть специально и не учил. Все эти «Хоть поверьте, хоть проверьте» про Золушку из телевизора… Кроме того, в нашем доме всегда были застолья, где исполнялись народные песни. А вот классическая музыка в мою жизнь пришла уже гораздо позже, когда я уже начал заниматься серьезно. Все-таки я жил в глуши, в Сибири. Впервые попал на концерт симфонического оркестра, когда мне уже было лет 17.
Чем хороша эстрада?
— В каких жанрах и формах вам нравится работать сегодня?
— Когда я стал дирижером, понял, что, пожалуй, самый мой любимый жанр — это жанр эстрадно-симфонической музыки. Классика — есть классика. Ее всю переиграли и продолжают играть каждый день. Но ведь как здорово по-своему ее интерпретировать. Знаете, однажды Муслима Магомаева спросили: «А почему вы не поете в опере?», и он ответил: «Мне больше нравится выступать в эстрадном жанре». Так же и жанр эстрадно-симфонического оркестра допускает некие вольности, артистизм. И, создавая самые разнообразные программы, я чувствую себя настоящим первооткрывателем.
И дирижер в каком-то роде становится шоуменом. Он не стоит постоянно спиной к публике, он поворачивается, общается со зрителями. И это заряжает энергией!
- Происходит ли смена поколений в музыкальном мире Петербурга и России? Кого из молодых исполнителей лично вы могли порекомендовать?
- Смена поколений это тема для бесконечного разговора, конечно. Люди очень сильно меняются. У меня коллектив очень молодой, он всегда обновляется, и средний возраст коллектива - 26 лет. Работая с молодежью, я вижу, что год от года приходят совсем другие люди. Но что радует - постоянно растёт профессионализм. В нашей стране сильная педагогическая база, люди приходят с крепким фундаментом. Молодеет и конкуренция. Почти как в фигурном катании. Конечно, и этот процесс когда-нибудь остановится, но сейча я вижу, что исполнители молодеют и молодеют.
- Вы также работаете с Губернаторским симфоническим оркестром Санкт-Петербурга. Сейчас с оркестром происходят какие-то изменения?
- Да, есть некоторые процессы, не обо всем нужно говорить, но я надеюсь, что оркестр - сохранится. Все-таки это настоящая городская достопримечательность. Оркестр - ровесник Победы, ему много лет, и когда какие-то преходящие люди, которые пытаются сделать из него что-то другое... хотелось бы, чтобы они шли своей дорогой, и оставили его в покое. Надеюсь, так и будет, и надежд на светлое будущее мы не теряем.
— Одна из самых популярных ваших программ — рок-хиты…
— Это одна из множества программ, которые мы исполняем. В какой-то степени можно сказать, что ее начали раньше делать на Западе. Но там это все исполнялось не эстрадно-симфоническим оркестром, как у нас, а просто симфоническим, без ритм-группы, без каких-то специальных аранжировок, без тех эмоций, которые привносят барабаны и бас. И когда я искал в интернете какое-нибудь переложение творений группы Queen для симфонического оркестра, я много чего нашел. Но это все была очень скучная «классика», неземная тоска. Да, современные крутые композиторы придумывают какие-то формы, гармонии, какие-то умные вещи… Но выступать с этим в шоу нереально, это тоска. А вот играть то, что играем мы — это совершенно другой разговор. Тогда действительно проявляется истинное лицо группы, эмоции музыкантов. Как говорит молодежь, качает. (Улыбается.)
- Наш разговор в преддверии Нового года - какие подарки вы готовите публике на праздники?
- Есть, конечно, определенные сюрпризы, но я не буду раскрывать все карты. 17 декабря будет наш любимый Queen, 31 декабря под вечер будет праздничная программа. Такая хитовая, с кроссоверами, новогодними песнями и ретро-хитами. Но и вообще рекомендую смотреть наши страницы Вконтакте, афиши есть. Приходите к нам, это интересно.
Кстати
Хиты Queen в исполнении симфонического оркестра IP Orchestra прозвучат 17 декабря 2022 года, начало в 19-30 на КСК "М-1 Арена"
Queen — одна из величайших групп в истории, их культурное наследие навсегда изменило мир музыки. Богатейшая палитра звуковых красок симфонического оркестра, новые аранжировки классических композиций Queen, дикий драйв музыкантов на сцене и чарующие голоса солистов — всё это авторская программа «Queen Show. Show Must go on».