Люди с ночи занимали очередь у дверей Новодевичьего монастыря, чтобы увидеть святыню с горы Афон. Одни стояли по 8 часов, другие - хитростью проникали внутрь. Были и те, кто попал к врачам. За три дня более ста человек обратились за медицинской помощью.
Приезд Даров волхвов сопровождали скандалы. В Москве житель Выборга попытался их украсть. В Петербурге журналист выставил объявление о продаже аккредитации на событие за 5000 рублей. Настроение у людей в очереди было тоже разное. Кто-то ворчал, кто-то смиренно ждал, одни шутили, другие - злились.
В первый день произошла большая давка, паломники забыли обо всех христианских заповедях. На второй день стало спокойнее, очередь вытянулась почти на два километра. Выстоял её и корреспондент «АиФ-Петербург».
Дары волхвов выставили в Петербурге. Фоторепортаж | Фотогалерея
Очередь «за детей»
- Я не верующая, ради дочери и внука стою, чтоб они не морозились.
- А как же вы? - изумляюсь я.
- У меня и так болячек много, пусть они здоровье берегут.
Подходят молодые люди, стоят минуты две и уходят.
- Заняли очередь и ушли на полтора часа. Разве так можно? - возмущаются женщины. - Мы стоим, а они - отдыхают.
При этом обе по телефону говорят кому-то подъезжать только через три часа. Мимо ходят попрошайки. Сначала им подают все, но постепенно отзывчивых становится меньше. Появляются женщины, продающие экскурсии по святым местам, затем - предлагающие чаи и кофе за 50 рублей. Какой-то мужчина интересуется, есть ли коньяк. Его начинают стыдить. Старушки ворчат, что молодые люди неподобающе стоят - слушают музыку и смотрят фильмы в телефоне.
- Да, говорят, эти дары не настоящие, - замечает кто-то.
- Разве это важно? - говорит женский голос. - Это же испытание.
Через два часа начинаем замерзать. У болезненной девушки рядом со мной посинели губы. Убеждаю её пойти погреться в специальный автобус.
- Бабушки стоят, как же я пойду? Нет, я со всеми…
Рядом - мужчина лет 50 с палочкой. Видно, что каждый шаг даётся ему с трудом. Соседи убеждают его идти вне очереди. Оказывается, он - инвалид первой группы. «Мне надо самому дойти до конца. Для меня это очень важно», - объясняет он.
Некоторые равнее
Рядом раскладывают палатку, волонтёр объясняет, что через час привезут чай и кашу. У другой палатки уже толпятся паломники.
- И тут очередь, - вздыхают пенсионерки. - А внутри пусто, ни чая, ни каши.
Волонтёры обещают, что через сорок минут всё будет. Усталая женщина говорит кому-то по телефону, что больше не может, уходит домой. В очереди за чаем меня толкают, а я - стоящего впереди старичка. Извиняюсь. Он зло бросает: «Ей ещё и булку надо! Есть, что ли, пришла? Ты и так широкая». Чай быстро остывает, кашу уже разобрали. Надо снова ждать. Ближе к монастырю к людям приходят родственники и друзья, удлиняя очередь.
У храма натыкаюсь на делегацию из мужчин в пиджаках и женщин в шубах с бейджами.
«А говорили, випы будут стоять со всеми», - усмехается кто-то. Внутри всё очень быстро - одни подходят, другие отходят. Кто-то целует ларец с дарами, кто-то касается рукой. У каждого своё лицо: улыбка, усталость, печаль, слёзы. Многие фотографируют дары на телефон. На улице люди делятся ощущениями. Они разные: «Нет, благодати не было. Просто устала», «Даже спина перестала болеть. Так хорошо на душе!», «Ой, там всё такое мелкое. Я ожидала большего», «Как-то легче стало, отпустило. Не зря стояли».
У главных ворот монастыря тоже толпа - люди с детьми и инвалиды.
- Почему пускают выборочно? Вон мужчина прошёл без ребёнка, - кричат из очереди.
- Да он же инвалид, - стыдят их.
- Только что из машины бодро вышел и костыли доставал - без проблем! Обманщик он!
Передо мной шла женщина с ребёнком двух лет. За воротами передала его молодой паре со словами: «Спасибо! Забирайте хлопца».
Духовный дефицит
Диакон Александр Мусин, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, доктор исторических наук, кандидат богословия.
- Дева Мария, наверное, удивилась, когда в хлев вошли цари-волхвы и принесли дары для Христа. Удивляться стоило бы и России, когда взрослые мужики, связавшие свою жизнь с госбезопасностью, привозят «Дары волхвов». Новгородский паломник Антоний в XIII веке видел в Константинополе некие «золотые сосуды», пропавшие после разграбления города крестоносцами, которые легенда связывала с волхвами. То, что султанша XV в. подарила на Афон, паломник XVIII в. Василий Григорович-Барский описал как пояс византийских императоров. Три подвески от этого позднесредневекового украшения нам и привезли. На Афоне они - памятник собственной истории. В России - святыня, к которой выстраивается очередь. Почему? Казалось бы, у очереди и её организаторов разные цели. Но только на первый взгляд. Современный кризис традиционных институтов российского общества - образования, церкви, государства - заставляет всех искать пути его преодоления. Среди них - искусственное создание «духовного дефицита» и, как следствие, управляемые очереди. Этот же кризис заставляет людей обращаться к псевдореликвиям в надежде изменить окружающий мир, поскольку обычные гражданские инструменты - суд, право, труд - бесполезны. И то, и другое - грозные вестники грядущих «перестроек» и «смутных времён». Остаётся лишь надеяться, что по молитвам замерзающей очереди в России появятся политики, которые не будут заставлять людей поклоняться церковно-археологическому экспонату зимой. К чести Петербурга, очередь здесь много короче, чем в Москве… Там к Дарам волхвов прикоснулись более 400 тысяч верующих.
Читайте также: Чем известна святая блаженная Ксения Петербургская →