Примерное время чтения: 8 минут
902

«Рыцарская академия». Как в шляхетском корпусе воспитывали кадетов

Кадет Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793)
Кадет Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793) Commons.wikimedia.org

Императрица Анна Иоанновна в 1731 году задумалась о том, что офицеры и чиновники дворянского происхождения обязаны получать разностороннее образование. 9 августа по ее указу был основан Сухопутный кадетский корпус, где воспитанники должны были готовиться к военной и государственной деятельности. 

Уроки морали и военные тренировки

По подобию училищ, которые были созданы в Дании и Пруссии, дворянские дети не только обучались, но и жили вместе. Для нужд будущих воспитанников отвели дом князя Меншикова на Васильевском острове, а для обучения стали приглашать профессоров из Академии Наук. Первым директором корпуса стал генерал-фельдмаршал Бурхард Христофор фон Миних. Его присутствие в плеяде идейных вдохновителей корпуса тотчас повлекло создание неофициального названия корпуса – «Рыцарская Академия».

Наряду с точными дисциплинами - историей, географией, фортификацией, фехтованием, обучением верховой езде, языками, рисованием, танцами, уроками морали и военными тренировкам - кадетам старались привить чувство прекрасного. В шляхетском кадетском корпусе было образовано Общество любителей русской словесности, в составе которого был Александр Сумароков, окончивший корпус в 1740 году. Помимо этого, в корпусе действовал свой театр, в котором учился один из основателей первого русского профессионального театра - Фёдор Волков.

Для нужд будущих воспитанников отвели дом князя Меншикова на Васильевском острове. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Невзирая на столь, казалось бы, изящную программу обучения, которая была призвана интеллектуально и духовно развивать юношей, в корпусе царила полноценная военная дисциплина со всеми её суровыми прелестями: барабанный бой, который оповещал о начале нового дня и созывал учеников на трапезу или молитву, экзерциции (военные тренировки), караулы, подача рапорта, досмотры. Для лучшего усвоения знаний, у каждого учителя на занятии сидело не более шестнадцати кадетов.

«За возрастными летами постичь науку очень сложно»

Отпрысков кадетского корпуса делили по группам (классам), в которых изучалось определённое количество дисциплин. Курс обучения имел четырёхступенчатую систему: четвёртый класс бы самым младшим, а первый - старшим. 

В четвёртом классе преподавали арифметику, русский и латинские языки, во втором и третьем - грамматику, географию, геометрию, «политические науки», геральдику, фортификацию, мораль и юриспруденцию, а в самом старшем классе – первом  изучали дисциплины, к которым в предыдущие годы ученик проявил больше интереса и прилежания.

Один раз в год в корпусе сдавалось три «внутренних» экзамена и один публичный, на котором присутствовали важные лица – генералитет, духовенство и... императрица. По итогам этого главного экзамена ученик переходил в следующий класс или выпускался из корпуса с классным чином или воинским званием, которое он получал в соответствии с теми знаниями, что были приобретены за годы обучения.

Когда система образования в корпусе находилась в своём зачаточном состоянии, воспитанники нередко жаловались на то, что дисциплины не возбуждают интереса, а преподаватели не объясняют материал, заставляя заниматься зубрёжкой. Когда первый состав обучающихся был набран, не обошлось без конфузов. Основная масса учеников оказалась неспособной к изучению наук и была незамедлительно выдворена из корпуса, а прочие стали бросать учёбу по собственной воле, объясняя своё решение тем, что некоторым из них уже исполнилось восемнадцать лет и «за возрастными летами постичь науку очень сложно». Однако, руководство не отчаивалось и пыталось усовершенствовать систему образования: например, учеников, у которых родным языком был немецкий, размещали в «российских спальнях», тех, кому необходимо было освоить язык Гёте – переселяли к тем, кто по происхождению являлся немцем.

Домашняя атмосфера

Портрет И. И. Бецкого работы Александра Рослина (1777)До 1766 года поступить в корпус могли дети в возрасте от 13 до 18 лет, однако, когда видный государственный деятель Иван Иванович Бецкой (справа - портрет Бецкого работы Александра Рослина), показавший себя за время служения императрице борцом за просвещение, составляет «Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества», на воспитание и обучение принимаются мальчики от 5-6 лет. Проучившись в четырёх классах, они выпускались только в 20 лет. Изначально родители воспитанников могли видеть своих детей только во время кратковременных отпусков, однако, невзирая на это, недостатка в желающих учиться не было. Впрочем, члены привилегированных семейств нередко забирали своих чад на трёхмесячный или даже полугодовой отпуск, что не могло не сказываться на качестве знаний будущего выпускника.

Учителя подбирались в зависимости от того, сколько лет исполнилось воспитанникам: дети так называемого первого возраста находились под присмотром надзирательниц, дальше за детьми следили гувернёры-мужчины, подававшие достойный пример для подражания и «долженствовавшие обходиться с детьми сурово». Третий возраст по методам воспитания мало чем отличался от предыдущего, но в четвёртом возрасте кадеты находились под началом офицеров, которые были обязаны общаться с воспитанниками твёрдо, но не внушая страха. В появившемся после 1766 года пятом классе, в котором находились юноши от 18 до 21 года, повторяли то, чему обучали в четвёртом возрасте, тем самым отшлифовывая знания.

Шведский учёный Карл Рейнхольд Берк, побывавший в те годы в корпусе, рассказывал, что содержание воспитанников было устроено по-домашнему: комнаты чистые и опрятные, на территории есть свой лазарет, библиотека, ботанический сад и даже картинная галерея. На обед подают три сытных блюда, а на ужин – два.

В кадетской среде был свой внутренний устав, в котором говорилось об обязанностях воспитанника: встав утром, он обязан был «убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться. Затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру. Ходить в баню нужно было не менее 2-х раз в месяц, белье менять не менее одного раза в неделю, ноги должны содержаться в чистоте, а носки нужно менять как можно чаще».

Кровная вражда

Фёдор Глинка:
«Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? Общие наши товарищи — кадеты! О! Как полезно общественное воспитание! Никакие уставы, никакие условия общества не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка ранних лет...»
Замкнутая жизнь кадетов, которая, казалось бы, призывала сдерживать и пресекать конфликты и интриги, наоборот, способствовала возникновению столкновений, которые то и дело вспыхивали в ученической среде. Английский медик и путешественник Джон Кук, побывавший в Петербурге в 1736 году, вспоминал, что кадеты и гвардейцы находились в пожизненной контре. Результат кровавых стычек, которые завязывались между разъярёнными военными, одни из которых были вооружены тесаками, а другие миниатюрными шпагами, предсказать нетрудно: во дворах и на набережных регулярно находили тела погибших. Впоследствии императрица Елизавета решила проблему кардинальным образом: выпустила указ, согласно которому кадетам и гвардейцам запрещалось появляться со шпагами на одном и том же берегу Невы.

Как бы то ни было, задиристость воспитанников корпуса нисколько не сказалась на их блестящем будущем: в Отечественной войне 1812 года кадеты проявили себя блестящими военными, в русско-японском сражении и Первой Мировой войне они также доказали своё бесстрашие и верность родине. Те, кто после обучения в корпусе получил классный чин, состояли на службе у государства и достигли определённых высот.

Среди имен директоров корпуса значится имя Михаила Илларионовича Кутузова. Знаменитый в будущем полководец руководил корпусом с 1794 по 1797 годы. Среди выпускников корпуса были: создатель репертуара первого русского театра Александр Петрович Сумароков, поэт, участник декабристских обществ Фёдор Николаевич Глинка, русский поэт, автор эпической поэмы «Россиада» Михаил Матвеевич Херасков, общественный деятель, декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев, генерал-аншеф екатерининской эпохи Михаил Васильевич Каховский и многие другие достойные личности российской истории.  Посещал занятия в корпусе и Александр Васильевич Суворов.

Александр Петрович Сумароков (справа), Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Васильевич Каховский (слева). Фото:  Коллаж АиФ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах