73

Город Петра возрождает органную традицию

Музыкант, ученый, исследователь, профессор Ленинградской консерватории, воспитавший плеяду великолепных органистов, Исайя Александрович Браудо когда-то сказал, что исполнение есть новое рождение произведения. Поэтому  исполнитель «должен пробудить в себе те силы, которые порождают произведение». Неординарность исполнительских решений, талант и свое мастерство чувствовать музыку и проникаться ею показали участники конкурса.

В четверг, 5 октября, состоялось награждение победителей. Диплом лауреата третьей премии Первого конкурса органистов получила выпускница Казанской консерватории Вероника Лобарева. Андраш Сабо, обучавшийся музыке в Венгрии, получил вторую премию. Достойной победительницей конкурса стала выпускница Нижегородской консерватории Юлия Юферева. Юлия призналась, что орган для нее особый инструмент: «Пока я обучалась игре на фортепиано, не было такого горения, такого стремления дойти до самой сути, как говорил Борис Пастернак. Когда стала заниматься на органе, захотелось дойти до сердцевины… И надеюсь, когда-нибудь я к ней приду».  На что употребить премию в размере 3000 евро ее обладательница пока не знает. Но у Юлии есть мечта: записать свой первый компакт-диск.

Специальный диплом был присужден Динаре Мазитовой за победу в конкурсе «Композиторские ассамблеи 2008/2009» за лучшее сочинение для органа. Наградой стала возможность публикации ее произведения издательством «Композитор». Кроме того, ее работа была включена в программу конкурса органистов им. И. А. Браудо, и приз за лучшее ее исполнение получила Юлия Юферева.

Считается, что произведения И.С. Баха отражают сущность органной культуры.  Еще профессор Браудо писал о том, что подобных Баху не было ни до него, ни после. Он поистине уникален изяществом, выразительностью, пластической силой своих сочинений. Антонина Крымова получила учрежденный Анастасией Браудо приз за лучшее исполнение музыки Баха.

После награждения лауреаты продемонстрировали слушателям возможности нового органа. На концерте звучала музыка И. Баха, Л. Вьерна, М. Регера, сочинение Д. Мазитовой. Орган – необыкновенный и ни с чем несравнимый музыкальный инструмент, или «совершеннейший коллектив инструментов, дающий калейдоскоп звучностей, от скользящего эха до монументальных звуковых глыб», как писал И.А. Браудо. Орган наполняет зал непреклонной мощью своего звучания и возносит зрителя в космические высоты.

«Орган Малого зала им. А. К. Глазунова поистине стал органом XXI века», - отметил доцент кафедры органа и клавесина Даниэль Зарецкий.

Этот новый 56-регистровый орган изготовлен немецкой компанией  EULE и вставлен в существующий исторический деревянный корпус. По словам специалистов, орган стал лучшим в городе. В системе управления применена современная электроника, которая позволяет заранее подготавливать и затем во время концерта мгновенно переключать самые разнообразные тембровые сочетания. И в звуковом отношении орган универсален: он дает возможность исполнения органной литературы самых различных эпох и стилей.
Нужно заметить, что орган отнюдь не чужд русской культуре. Первые органы пришли в Россию, как и в Западную Европу, из Византии. Это произошло в эпоху тесных контактов этих двух государств, что было связано с принятием на Руси христианства. Ни в одном из городов России не было такого количества органов, как в Петербурге. Первые инструменты появились в многоконфессиональном со своего основания городе еще при Петре I. А в 1862 году Петербургская консерватория организовала первый в России органный класс. В 1980-х годах орган консерватории замолчал. Спустя двадцать лет печальная тишина была, наконец, нарушена. «Открывая в нашей Консерватории первое творческое состязание органистов, мы начинаем новый этап органного исполнительства в Санкт-Петербурге», - сказал и.о. ректора консерватории, народный артист России Сергей Стадлер.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах