565

«Гениальный мастер метафоры». Деятели культуры об Андрее Вознесенском

Художественный руководитель театра «Ленком», режиссер Марк Захаров:

«Он умел со словами обращаться как-то по-своему, как никто другой. Наверное, да, влияние Пастернака было, но все равно он потом пошел своей собственной дорогой - и свинчивал, взбивал, колдовал каким-то волшебным образом слова, которые становились то угловатыми, то обжигающими, то ласковыми, несущими то надежду, то отрицание.

Он сочинил такие стихи, которые вознесли его на высокую орбиту. Он прошел через опалу, через непонимание, через гонения, через все сложности, которые положено пройти настоящему русскому поэту, и поднялся к высотам поэтического мышления».

Альтист и дирижер Юрий Башмет:

«Так же как о многих выдающихся людях существуют разные мнения, о нем тоже можно сказать много всего. Но достойно вот что: он цельно прошел всю нашу историю, благородно выдержал свой путь с достоинством и высоко поднятой головой. Сила его именно в этой цельности».

Композитор Раймонд Паулс:

«Для меня лично это большой удар. Это удар по всей русской культуре. Вознесенский был великим поэтом. Я его очень уважал. Хочу выразить соболезнования всем его родным и близким. Это большая утрата.

Он был настоящим интеллигентом. С ним было приятно общаться и работать. Он приезжал в Юрмалу, мы часто разговаривали…

Редактор радио «Маяк» Люба Дубовцева предложила мне написать музыку на стихи Вознесенского. Так появился «Миллион алых роз», который стал суперхитом того времени».

Народная артистка ССССР Алла Пугачева:

«Это огромная потеря для меня лично. Уходят мои друзья, это просто ужасно. И для нашей культуры тоже. Звезда его поэзии закатилась, и единственным утешение остается то, что он обессмертил свое имя своим творчеством. И в моей душе никогда не увянет тот миллион роз, который он мне подарил».

Поэт и прозаик Дмитрий Быков:

«С Вознесенским практически уникальная ситуация: несмотря на очень гнусный критический вой в его адрес, о нем практически никто не может вспомнить ничего плохого, при том, что человек вызывал бешеную злобу одним фактом своей славы и смелости.

Вознесенский писал по нынешним временам чрезвычайно традиционные и понятные стихи, но яркий стих вызывал упреки в элитарности, а когда стихи многие знали, это, наоборот, был упрек в эстрадности.

Когда он защищал гонимых, считалось, что он является либеральной витриной советской власти. Когда он участвовал в альманахе «Метрополь», говорили, что он кусает ту руку, из которой ест. При том, что его человеческое и творческое поведение было абсолютно безупречным.

Я не могу вспомнить в его поколении человека, которому настолько нечего поставить в вину. Даже на трибуне, когда на него орал Хрущев, он умудрялся разговаривать исключительно достойно, хотя на глазах у всего мира происходила фактически историческая расправа над ним. Это касается и его поведения в 80-е, в 90-е, когда гораздо труднее было сохранить какие-то нравственные ориентиры, потому что они вообще были утрачены. А его нравственный компас по-прежнему оставался безупречен…

Наша поэзия очень небогата такими духовными прозрениями, как его лирические шедевры, как поэма «Оза», поэма «Мастера», «Плач по двум нерожденным поэмам», книга «Соблазн», поразительно совершенно написанные сквозь боль и ужас стихи последних лет. И я как раз думаю, что он продолжает религиозную, литургическую традицию, поэтому что был на это ориентирован благодаря своей священской фамилии - только это священство атомного века…

Это грандиозное, прекрасное явление, и счастье, что мы были его современниками».

Поэт Белла Ахмадулина:

«Мы писали с Андреем друг другу разные посвящения, и в своем посвящении я писала, что опережу Андрея. Я ошиблась. Человек не может это знать...

Всем, кто любил и любит Андрея, я посылаю приветствие моей души, внимание, силы ума и сердца и все мои скорбящие импульсы».

Глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев:

«Мы все скорбим об Андрее Вознесенском. Очень трудно говорить о поэте, который почти полвека определял стиль в русской литературе.

Слог Вознесенского - это слог песенный, слог творца, и он навсегда останется в нашей жизни».

Депутат и актриса Елена Драпеко:

«И его философская лирика, и проза - совершенно замечательны. Он стал фигурой, которая была вершиной на протяжении многих лет и в самые трудные годы для российской литературы. Поэтому, конечно, очень жалко».

Поэт Евгений Евтушенко:

«Вчера на концерте в Казани я попросил зал на полминуты замолчать, закрыть глаза и послать свою энергию Андрею - я почувствовал, что ему особенно нужна наша поддержка… Без него я не представляю своей юности, с ним вместе мы прошли всю жизнь…Он настоящий большой поэт - не просто российского, а мирового калибра. Таких, как он, осталось мало. Это огромная утрата для поэзии. Я ужасно себя чувствую…»

Министр культуры России Александр Авдеев:

«Это - тяжелый день, огромная потеря для российской культуры… Слово «свобода» было определяющим и для его творчества, и для его жизни. Его обвиняли и в формализме, и в отходе от традиции русской поэзии, но он продолжал писать так, как он дышал. Писал о войне, о смерти, о любви, о призвании.

Вознесенский был гениальным мастером метафоры, новатором в поэзии, глубоким философом, постоянно экспериментирующим со словом. История оставила нам кадры его выступлений в Политехническом. Он удивительно и талантливо читал свои стихи… Очень горько от его ухода».

По материалам сайтов РИА Новости, ИТАР-ТАСС, Life News.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах