Крепость духа
- "АиФ-Петербург": Спектакль, которым вы начинаете сезон, называется «Блокада рассекречена…». Какие же секреты открываете?
- Макар АЛПАТОВ: Сейчас настало время, когда находятся желающие отнять у нас победу в Великой Отечественной войне, победу блокадного Ленинграда. Говорят, лучше бы Гитлер вошёл в город, меньше бы народу умерло. Снова нужно доказывать, почему победил советский народ, в чём секрет. Именно в 900 блокадных дней и ночей город стал крепостью человеческого духа, а значит - поэзии, музыки. В Ленинграде работали композиторы, музыканты, певцы, артисты, поэты. Их дело продолжает сегодняшняя молодёжь: на недавно созданную в Интернете нашу страничку они присылают стихи - и какие! В спектакле выступят артисты четырёх поколений и друзья театра.
- "АиФ-Петербург": В ваших спектаклях и концертах всегда участвует молодёжь. Она-то какое отношение имеет к блокаде?
- М.А.: По нашему Уставу выступать могут блокадники, их прямые наследники: дети, внуки, правнуки, и - ученики блокадников. У нас дебютировали внуки Дмитрия Шостаковича, юные пианисты Маша и Максим. Известный танцовщик и хореограф Никита Долгушин - блокадник, присылает для выступления балетную молодёжь. Много юных музыкантов, впервые вышедших на сцену у нас, сейчас уже победители международных конкурсов!
- "АиФ-Петербург": Удивительно, но у вас и в зале много молодёжи.
- М.А.: Молодые люди - они такие же, как мы, только техники у них больше. Как-то корреспондентка, которая делала передачу о театре, спросила у молодых зрителей, почему они пришли. В ответ прозвучало: «Во-первых, интересно, а главное - здесь качество!»
Не заслужили?
- "АиФ-Петербург": Насколько город помогает театру?
- М.А.: Иногда дают деньги на афиши или костюмы… Но чаще всего наша директор Людмила Ивановна Демидова вкладывает свою пенсию. Потом деньги ей, бывает, возвращаются. Счастье, что мы не платим аренду, а выступаем в Большом и Малом залах Филармонии, в Капелле, Доме актёра, Зале у Финляндского, Лиговском народном доме.
Многие артисты-блокадники считают себя обойдёнными, обездоленными. И когда мы просим у государства не денег, не помощи, а дать им почётные звания - ответа нет, это обидно. В этом году готовится спектакль под условным названием «Он так и не узнал» о нашем бывшем концертмейстере Всеволоде Алексеевиче Угрюмове. Три года в Москве пролежали документы на представление его к званию Заслуженного артиста. Когда к власти пришёл Путин, он подписал Указ, это произошло за неделю до смерти Угрюмова. Именно в день похорон раздался звонок, извещающий о награде.
Как можно было не дать звание Народных Ольге Нестеровой, Зинаиде Савковой или Анатолию Молчанову? В блокаду они работали на износ, а сколько вкалывали у нас в театре! Ведь звание государству ничего не стоит, не даёт никакой прибавки к пенсии… К 15-летию театра дали бы звания, чтобы у людей хоть что-то было, выступают-то они бесплатно.
«Откуда вы такие?»
- "АиФ-Петербург": Как получилось, что именно вы стали создателем театра «Родом из блокады»?
- М.А.: Я сам блокадник, и первое выступление состоялось 7 ноября 1943 года, когда мне было чуть больше трёх лет. Мама привела в госпиталь, поставила на стул, и я читал «Жди меня» и пел песню Соловьева-Седова «Играй, мой баян».
А 9 мая 1945-го уже не только пел, плясал, читал, а и вёл программу.
Как-то, в 1988 году, в кафе киностудии «Ленфильм» сидели Александр Матвеевич Нестеров - создатель «Общества жителей блокадного Ленинграда», кинорежиссёр Ян Борисович Фрид, фронтовик, мой учитель по Консерватории, и я. Заговорили о том, что надо создать театр, который объединит артистов, работавших в блокаду. Написали список, собрали инициативную группу. Первый концерт для блокадников был в 1990-м, у театра ещё не было названия. Оно родилось в 1993 году случайно: отыграли мы концерт, выходим в фойе, кто-то спрашивает: «Откуда вы такие?» - отвечаю «Родом из блокады». «Вот и название!», - говорит поэт Анатолий Молчанов. Первый раз под этим названием выступили в 1994-м, с этого года и ведём историю.
- "АиФ-Петербург": В вашей истории есть выступления перед блокадниками за рубежом?
- М.А.: Да, театр был на гастролях не только по стране, но и в Нью-Йорке, Париже, Таллине… Блокадников и ветеранов войны разбросало по миру, а наши концерты их собирают. В Эстонии мне рассказали, что наше выступление даже примирило одну семью: там из двух братьев один был настроен к России крайне негативно, но смягчил своё отношение.
Дарить благо
- На ваш взгляд, блокадная тема - неисчерпаема?
- М.А.: С уходом из жизни многих артистов мы не все спектакли можем играть, но рождаются новые. Случается, зрители сами подсказывают интересные повороты. Уж как надо мной издевались посторонние театру люди, когда я придумал спектакль «Есенин и блокада» - «Ну, при чём тут Есенин, он же умер в 1925 году!». А на первом же спектакле произошло чудо. Зазвучал «Реквием» Моцарта, вдруг вижу - по центральному проходу идет седая женщина с тетрадкой в руке. Поднялась на сцену. Сказала, что она учительница и хочет рассказать, как стихи Есенина помогли ей пережить блокаду. «В 1942 году мы сожгли в доме всё, но не эту тетрадку. Есенина тогда не издавали, мы с мужем переписывали в неё стихи. Когда мне было совсем холодно и голодно, я их читала…». И она раскрыла тетрадку. В зале послышались всхлипы… А потом мы рассказали несколько историй. Например, о том, как боец получил наряд вне очереди за то, что в разведку взял с собой Есенина. И когда в заключение я сказал: «Есенин в блокаду был с нами, а сейчас?» - все невольно посмотрели наверх, и создалось полное ощущение присутствия…
Мы счастливое поколение, нам есть что помнить, чем и кем гордиться, поэтому мы должны быть и благодарным поколением - значит, дарить своё искусство, дарить благо.
- "АиФ-Петербург": А какое благо лично вам дарит театр?
- М.А.: Я же артист, режиссёр, мне нужно выступать, петь, придумывать спектакли. 14 августа у меня был юбилей - 70 лет. Раздался звонок в дверь, открываю - никого. Но стоит бутылка коньяка и открытка, где, в частности, и такие слова: «Невозможно пройти мимо человека, который нас, пожилых людей, вдохновляет. Пока мы с вами - забываем обо всех своих несчастьях».