Кумир нескольких поколений, знаменитый бард Владимир Высоцкий 25 января мог бы отметить свой день рождения. С Северной столицей легендарного актера московского театра на Таганке связывает многое: в Ленинграде он дал более ста концертов, сыграл несколько десятков спектаклей.
Высоцкий тепло относился к городу на Неве. Известны случаи, когда он буквально срывался из Москвы, чтобы посидеть за партой Александра Пушкина в Царскосельском лицее или просто навестить старых друзей.
SPB.AIF.RU собрал адреса Петербурга, связанные с именем кумира.
Ленинградский ТЮЗ, Ленинградский комедии, Театр имени В. Ф. Комисcаржевской
Высоцкий, будучи студентом школы-студии МХАТ, в 1960-м рванул в Северную столицу, чтобы попробовать поступить в один из местных театров. Вполне вероятно, что актер сделал это просто за компанию со своими сокурсниками, которым подыгрывал в выступлениях.
Никого из ленинградских режиссеров молодой артист с непривычно низким голосом так и не заинтересовал. Известно, что Высоцкий побывал в Театре комедии (нынешним Акимовском), ТЮЗе и в Театре имени Комиссаржевской.
В своей книге «Тайные гастроли» петербургский журналист Лев Годованник писал, что главный режиссер Комиссаржевки не понял, на что вообще рассчитывает приехавший в Ленинград из столицы малоприметный юноша. «У вас, молодой человек, голос старческий, а внешность какая-то уж совсем несолидная. Кого ж вы играть-то будете?», – именно это спросил постановщик у Высоцкого.
Символом Ленинграда барду стать не удалось, однако именно здесь он совсем скоро впервые написал песню.
Набережная Черной речки
Это место стало судьбоносным не только для Александра Сергеевича Пушкина, но и для известнейшего поэта другой эпохи. Именно на набережной Черной речки в 1961 году Владимир Высоцкий, как он потом подтверждал сам, придумал свою первую песню – «Татуировка».
«Я первую песню свою написал в Ленинграде, здесь, пять лет тому назад. Ехал однажды в автобусе и увидел впереди себя – это летом было – впереди себя человека. У него была распахнута рубаха, и на груди была татуировка – женщина нарисована была, красивая женщина. И внизу было написано: «Люба! Я тебя не забуду!». Ну, и... и вот. Потом я написал такую песню, которая называется «Татуировка», но, правда, вместо «Любы» для рифмы поставил «Валя», – приводит слова барда в своей книге американский исследователь его творчества Марк Цыбульский.
Рассказал об эпизоде, касающемся сочинения первой песни Высоцкого, знаменитый танцовщик Михаил Барышников, с которым актер завязал крепкую дружбу. «Стук в дверь часа в два ночи. И стоит он один, совершенно трезвый и говорит: «Поехали». В Ленинграде было дело. Поехали мы на Черную речку. Я по пути его пытаюсь тормошить, спрашиваю: «Зачем? В чем дело? Я сплю совершенно!» – «Поехали, поехали!» Остановились мы. Я помню еще поворот у Черной речки. Он говорит: «Вот это место. Не знаю, почему, двадцать лет назад (или не двадцать, восемнадцать) я задумал первую свою песню. И до сих пор не могу понять – почему этот поворот».
Киностудия «Ленфильм»
В кино Высоцкий появлялся не так часто, как этого хотелось лично ему, а впоследствии и его многочисленной армии поклонников. Зачастую его утверждению на роль мешали советские чиновники, озабоченные довольно смелым по тем меркам музыкальным творчеством артиста.
Большая часть лент, в которых удалось сняться актеру, была сделана на «Ленфильме». В то время когда была придумана первая песня Высоцкого, артист как раз работал на ленинградской киностудии в картине «713-й просит посадку» Григория Никулина. Для актера это был всего лишь второй фильм в кинокарьере, да и роль американского морского пехотинца была небольшой.
В дальнейшем на «Ленфильме» с участием Высоцкого снимали «Опасные гастроли» и «Единственную». После 1974-го бард на киностудии в силу разных обстоятельств уже не работал.
Гостиница «Выборгская»
У той самой Черной речки, где Высоцкий сочинил первую песню, стояла гостиница «Выборгская», которая в настоящий момент находится на глобальной реконструкции. В ней бард жил в 1961-м, когда снимался в фильме «713-й просит посадку». В этой же картине работала и молодая актриса Людмила Абрамова.
Артистка поздней ночью подошла к «Выборгской» и встретила там Высоцкого, который безуспешно искал деньги для того, чтобы заплатить ресторану за разбитую в пылу драки посуду. У Абрамовой не было с собой денег, однако она отдала своему будущему мужу золотой перстень, доставшейся ей от бабушки.
«Володя отнес в ресторан перстень с условием, что утром он его выкупит. После этого он поднялся ко мне в номер, там мы и познакомились. Собственно говоря, мы и познакомились в тот момент, когда Володя, войдя в номер, предложил мне стать его женой. Нельзя сказать, что с моей стороны это была любовь с первой секунды», – вспоминала впоследствии Абрамова.
ДК имени Первой пятилетки
В качестве актера театра на Таганке Высоцкий посетил Ленинград в 1965-м. Существуют сведения, что до этого он давал небольшие и секретные концерты в квартирах.
Первые в истории театра гастроли в Северной столице были короткими – две недели. Выступления состоялись на сцене ДК имени Первой пятилетки. Ныне это здание уже утрачено. Москвичи привезли в город «Доброго человека из Сезуана», «10 дней, которые потрясли мир», «Героя нашего времени» и «Антимиры». Высоцкий принимал участие в каждом из них, однако его появления были маленькими и незаметными. Главные роли в этих постановках он получил значительно позднее.
Впоследствии «Таганка» давала спектакли в Ленинграде уже в течение месяца. Особенно тепло критика в середине 1970-х принимала «Гамлета». «Он не был готов к этому подвигу, но выбор судьбы пал именно на него. И в борьбе за нравственные ценности человека ярко раскрывается новый Гамлет – честный, свободный гражданин Дании, и глубокий зрелый актер Владимир Высоцкий. Произошло слияние образа и исполнителя в единое целое – в спектакле немыслим другой актер в роли Гамлета», – так было сказано о выступлении актера с гастролями в городской многотиражке в 1974 году.
Клуб песни «Восток»
В ленинградском клубе «Восток» в 1967-м состоялась запись выступления Высоцкого, сохранившаяся и до наших дней. Здесь он исполнил свою знаменитую песню «Парус», написанную за год до этого. На сегодняшний день известно о четырех выступлениях Высоцкого в «Востоке».
В клубе у Высоцкого взяли и одно из первых интервью для газеты, сохранившееся до наших дней. В нем бард довольно иронично высказывался по поводу песен советской эстрады: «Во всех же песнях эстрадных, которые поют, в большинстве – я не хочу хаять... огульно охаивать все, но дело в том, что в тех песнях, когда слушаешь, не воспринимаешь абсолютно текст. Совсем. Это песни не «игральные». Эти песни нельзя играть, и они ничего не несут – информации, что ли, если можно так сказать. Просто про то, что – небо, солнце. Ну, например, эта песня – «Я случайно забежал за поворот». Это же просто кошмар! А хотя у нее хорошая мелодия. А там, знаете, еще... и к тому же – два автора. Там «на тебе сошелся клином белый свет» повторяется пять раз, а потом «мелькнул за поворотом» какой-то «след» поется... И... – два автора текста».
В настоящее время в здании на улице Правды, где ранее располагался клуб «Восток», находится официальная гостиница Эрмитажа.
БДТ
Последним ленинградским адресом кумира стал Большой драматический театр. Сюда в апреле 1980-го Высоцкий приехал на съемки документальной картины Владислава Виноградова «Я помню чудное мгновение.
Постановщик вспоминал, что бард был далеко не в лучшей форме в тот день. «Володя прилетел только на один день вместе со своим администратором Янкловичем. Он был болен – у него была температура, кажется, какой-то абсцесс. Малая сцена БДТ находится на пятом этаже театра. Люди уже были собраны. Чтобы со всех сторон были зрители в кадре, сделали такую круговую панораму. Я помню, что он все время держал в руках рукописный лист и, обращаясь ко мне, говорил: «Это я написал. Моя песня, мои слова». Он почему-то пытался отстаивать свои авторские права. Это был человек с ожогом, – его же нигде не печатали в ту пору», – говорил режиссер.
После съемки актер сел в специально приготовленный автобус, припаркованный в переулке у театра. В тот день Ленинград навсегда попрощался с Владимиром Высоцким.