Недавно актёр Александринского театра Дмитрий Лысенков назван «Лучшим актёром года». Опрос среди 33 экспертов провёл Комитет по культуре. Награда так и называется «Выбор тридцати трёх».
Природа отдыхает?
- "АиФ-Петербург": Дмитрий, ваши взаимоотношения с наградами - особые. Все ваши работы в театре номинировались на премии, но каждый раз конкурентом оказывался какой-нибудь маститый актёр, в возрасте. Ему и доставались лавры. Только «тридцать три» разрушили стереотип. Вы научились относиться к премиям по-философски?
- Хорошо, когда награда достаётся достойному человеку. Я спокойно отношусь к тому, что не получаю награды, ведь как сказал Достоевский: «Человек - такой подлец, ко всему привыкает». Премии - это преходящее.
- "АиФ-Петербург": Как-то Валентин Гафт сказал, что сейчас все - звёзды, легенды… Поэтому он согласен быть «слабым артистом». А как бы назвали себя вы?
- Профессиональный человек. А вот «легенд» в современном театре, действительно, нет. Остались только от советского времени - тот же Гафт, Басилашвили, Фрейндлих.
- "АиФ-Петербург": А почему у современного театра нет легенд?
- Природа должна отдыхать. А ещё я уверен, что для искусства полезнее существовать «в оппозиции», тогда работает мысль.
Почему успех современной драматургии, которая назвала себя «новой драмой», прошёл так быстро? Потому что никаких подтекстов, всё только в словах, скучно, мысль не работает, воображение не подключается, фантазия атрофируется. А когда надо лавировать, приходится подключать ресурсы организма, сердца и мозга.
- "АиФ-Петербург": Сейчас все стремятся развлекаться.
- Пускай. Так всегда было. «Масса» стремится к тому, чтобы не очень много думать, а развлечься, набить живот. Это нормальная потребность. «Хлеба и зрелищ» сформулировано было в начале нашей эры, мы не очень развились за последующее время.
У нас только мобильные телефоны появились, компьютеры, но это тоже из сферы развлечений.
Глицериновые слёзы
- "АиФ-Петербург": Вы выходите на сцену едва ли не ежедневно. Тем не менее остаётесь известным, в основном в театральных кругах. А кто-то снимется в сериале - и уже именуется звездой. Не обидно?
- То, что «именуется», - не обидно. Обидно то, что из-за театра у меня нет возможности работать в кино - есть интересные предложения.
- "АиФ-Петербург": Главный режиссёр Валерий Фокин не отпускает на съёмки?
- Очень туго.
- "АиФ-Петербург": Он диктатор?
- В театре это и хорошо. Но мы живём в коммерческую эпоху. У меня вот комната в коммуналке, скоро должен родиться ребёнок. Даже роды - дорогое удовольствие. Мы с женой обошлись без свадьбы, а можно было и на это потратиться. Если в кино мне предлагают за два дня заработать месячную зарплату в театре, я иду. Из-за занятости приходится сниматься в эпизодических ролях.
- "АиФ-Петербург": Вы переиграли всю классику - Достоевского, Гоголя, Чехова, Шекспира, Брехта. Для молодого актёра это уникальная школа?
- К сожалению, зачастую режиссёры эксплуатирует то, что ты умеешь, - это обидно. И в кино это обычная история: я в основном неврастеников играю, всё время плачу. Наверное, потому что в Петербурге не так много артистов, которые плачут настоящими, а не глицериновыми слезами. Но часто для этого даже нет материала - вдруг ни с того, ни с сего сценарист делает ремарку «и тут он заплакал». Или предлагают такой эпизод - человек вбегает, плачет и выбегает. Мне это неинтересно.
Потеря памяти?
- "АиФ-Петербург": Вы ощущаете, что в зале есть зрители, впервые оказавшиеся в театре?
- Да. Большинство не знает, чем кончится даже классический спектакль. Люди поразительно много чего не знают… Всё начинается в семье, школе, наши театральные потуги не помогут образовать население. Есть массовая культура - это не значит, что она плохая, пусть будет. Но есть и элитарная, она тоже должна быть.
- "АиФ-Петербург": Только образовался большой перекос: массовая захватила телевидение, радио.
- Когда-то Хазанов пытался делать какие-то серьёзные вещи с эстрады. Не такие бессмысленные, как Петросян со своими «Зеркалами». Наверное, во всех искусствах можно закладывать мысли.
- "АиФ-Петербург": Есть ли хоть капля мысли в сериалах?
- До сих пор почему-то считается, что тема «ментов» популярна. Её разнообразят сериалы про гаишников, военных, госслужащих - но это то же самое. Даже лирические истории не получаются. А всё потому, что их нельзя сделать впопыхах. Как бы ни был наивен зритель, он не поверит, что Глафира Петровна нашла родимое пятнышко на теле ребёнка и поняла, что это её сын.
В латиноамериканских сериалах или индийском кино это проходит, но к России сложнее приспособить такие сюжеты. Правда, «потерю памяти» на вооружение взяли.
- "АиФ-Петербург": Что же для вас ценно в театре или кино?
- Для меня как для зрителя важно «правдоподобие чувствований», как сформулировал Пушкин. Мне интересен человек… Могут быть любые проявления - фарс, балет, оперетта, но если исполнители играют что-то человеческое, проживают - буду смотреть. Проблема нашего театра в том, что все плюют в школу Станиславского, потому что по ней сейчас никто не работает, не даёт себе такого труда. Это ведь глубокий процесс: погрузиться, прожить, выстроить отношения, во всём разобраться. Мне кажется, что голливудские артисты работают по этой системе. Успех фильмов и в том, что они понятны. Желание быть понятным, на мой взгляд, неплохое. Для театра и кино.