Кому, что? Эти слова царя-реформатора до сих пор будоражат историков, кинематографистов. На них пытаются ответить и создатели фильма «Петр Первый. Завещание», который вскоре выходит на экраны. Картина снята по роману Даниила Гранина «Вечера с Петром Первым» и раскрывает «белые пятна» в жизни царя.
Даниил Гранин: «Он знал, что и как надо делать»
- Рад, что Владимир Бортко, режиссер, который мне интересен, взялся за эту картину. Что Елизавета Боярская играет главную женскую роль. Речь идет о финале жизни Петра, «белых пятнах» в его историографии. Мне тоже было достаточно трудно и то, что я сделал – спорно. Но интересно.
Фигура Петра много значит не только в истории России, но и всей Европы и до сих пор остается загадочной, непонятной. Откуда появился такой человек? Откуда в этом дремотном Кремле вдруг возникла такая энергия, влюбленность в море в сухопутной стране? И еще возникает много вопросов, на которые не отвечает мой роман, не отвечает, наверное, и фильм. Однако какие-то вещи связанные с Петром и его подвижниками открываются. Происходит, например, демифологизация фигуры Меншикова, которая очень завзято преподносилась нашими историками.
Спрашивается, а почему сегодня нет личностей такого масштаба? Полагаю, что Петр совпал с тем, что требовалось России. Это нечасто случается в истории. России надо было выйти к морю, стать просвещенным государством, она нуждалась в европейской сути своей жизни. Петр пошел на это у него было три качества, которые помогли ему осуществить задуманное, что тоже редкость. Он знал, что делать, как, и у него была на это воля. У сегодняшних правителей таких качеств нет.
Я несколько раз присутствовал на съемках. Там шла огромная работа осмысления и понимания чрезвычайно противоречивой натуры самой России того времени. Мне кажется, что многое удалось сказать по-новому, так, как это увидел Владимир Бортко.
Елизавета Боярская: «Моя героиня - соратница и возлюбленная»
- Когда Владимир Бортко предложил мне сниматься в фильме о Петре I – сомнений в ответе не было. В наше кризисное время не так часто услышишь предложения по поводу исторических картин. Это большая ответственность продюсеров и режиссера браться за такое полотно. Правда, я не сразу могла предположить, какая роль будет предложена именно мне. Ведь я совсем не знала о существовании в жизни Петра Марии Кантемир, о том, что у них была такая романтическая связь. Интересно было видеть Петра совсем иного, отличающегося от традиционного образа. Мы знаем его как правителя, жадно впитывающего жизнь, строителя флота, реформатора, который «Россию поднял на дыбы». А здесь он одинокий, ему даже не с кем поговорить.
Для меня открытие, что в последние годы жизни самым близким ему человеком стала такая молодая и, казалось бы, совершенно неопытная девочка. Но она оказалась настолько схожей с ним по своему стержню и цельности, что была единственной, кто в полной мере его понимал. Она была равна ему, несмотря на свой юный возраст. К ней он чувствовал и любовь, и доверие, видел соратницу, друга, возлюбленную, мать своего будущего ребенка, что, к сожалению, не случилось.
Решающим в образе стала моя собственная позиция. А для меня сразу была очевидной чистота и возвышенности этих отношений. Хотя Мария Кантемир - это любовница императора. Она понимала его величие, но при этом не боялась, говорила с ним на равных. Что касается воплощения роли, я прочитала сценарий, потом роман, доступные сегодня источники, вспомнила школьную программу. Мы встретились с Владимиром Бортко и определили вектор роли, в какую сторону надо двигаться. Построили своеобразную «кардиограмму», чтобы понимать, где всплеск, кульминационные события и т.д..
Были пробы. Мы с Александром Балуевым пробовались во дворце Петра в Летнем саду и в этот момент и случилось то, что определило наше участие в картине. Сложилось внутренне отношение к Петру. Съемки были не простыми. Не так просто найти сегодня подлинные интерьеры, не всегда нас туда пускали, часто не «попадала» погода, но мы справились. Я безумно благодарна за эту возможность и рада, что поработала с артистами, которых уважаю, которыми восхищаюсь. Сегодня не так часто можно встретить режиссера, который обсуждает с актером роль, спорит, ищет новое. Часто ты сам что-то пытаешься слепить и, как правило, это устраивает. А мы все время рассуждали, как это сделать? Была настоящая творческая работа с 8 утра, когда приходили на грим, потому что с такими костюмами грим быстро не сделаешь, до позднего вечера. Максимальные усилия при максимальном удовольствии – повторю, это не часто бывает.
Мне было любопытно поработать с отцом, хотя мы уже встречались у Аллы Суриковой в фильме «Вы не оставите меня», тоже играли отца и дочь. Я благодарна, что он сделал все, чтобы я не нервничала на площадке, потому что это большая ответственность - работать с родителями, Я боялась, что он будет относиться ко мне по-отцовски, мне бы это мешало. Но папа выбрал правильную линию - мы были стопроцентными партнерами, коллегами, как с Балуевым, другими артистами. «Мотор!» - и мы становились отцом и дочерью Кантемир. Мне кажется, зрителю будет интересно узнать новое о судьбе Петра и людей, которые его окружали.
Владимир Бортко: «Царь или не царь?»
Ранее то, что снимали о Петре, крутилось либо вокруг строительства флота, либо убийства собственного сына. В нашей картине речь идет о его последних днях, он умирает на экране. Такого еще не было. Я вижу трагедию Петра, творца, императора, трагедию вокруг любви. Елизавета, преданная дочь, подносит бумагу и он слабеющей рукой пишет: «Оставьте все…» Кому, что? И что делать дальше? Как ведут себя его помощники, которых он поднял из ничего? Они гениальные исполнители, менеджеры, как Меншиков, но без него они никто. Кстати, мало кто знает, что в то время шел развод с Екатериной, готовился суд над Меншиковым. Еще немного – и он болтался бы в петле. Так что смерь царя для многих оказалась весьма кстати.
Очень важным было найти исполнителя на роль Петра. В нашей картине его играет Александр Балуев. Когда я понял, что Балуев царь? Не сразу. Я его даже снимать не хотел, рассматривал других весьма достойных претендентов. Но здесь важно ощущение, царь ты или нет? Надо, чтобы у человека были черты, заставляющие его слушаться. Это врожденные качества и я рад, что с Балуевым мы не ошиблись.
Это сложно, ведь ему надо было сыграть лидера, гениальность которого очевидна. Петр изменил течение жизни нашей страны, раздвинул пределы государства, дал толчок для развития науки, искусства, промышленности. Другое дело, что это гений неоднозначный. Но добренького товарища с крылышками не бывает нигде, тем более в такой должности как император вся Руси. Так что это фильм о России, ее ошибках, трагедии и любви.
Елена Данилевич