Русский балет известен во всём мире. Во многих странах считают, что именно Россия - родина этого искусства. На самом деле возникновению феномена «русский балет» мы обязаны, прежде всего, итальянцам и французам.
Танцующий король
Как искусство балет возник в Италии в эпоху Возрождения из придворных празднеств.
И само слово «ballo», означающее «танец», - итальянское. Интерес к представлениям с танцами возник и стал бурно развиваться и во Франции. Людовик XIV настолько страстно увлекался балетом, что участвовал в спектаклях и даже считался лучшим танцором королевства! Первая балетная школа также появилась во Франции, поэтому вся терминология - французская. Однако первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России.
Первые звёзды
Первым «танцмейстером», прибывшим в Петербург, был француз Жан-Батист Ланде. По его прошению в 1738 году была основана школа - нынешняя Академия русского балета им. А. Вагановой. Она стала второй в мире - после французской.
В Петербурге ходить в театр было модно, на сцене блистали итальянские и французские гастролёры, подстёгивающие наших в стремлении к совершенству. Впрочем, русские исполнители достигли таких высот, что - говоря современным языком - стали звёздами. Так, балерина Авдотья Истомина была кумиром общества, вдохновляла Пушкина: «…стоит Истомина. Она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит…». А «летела» Истомина потому, что первой из россиянок встала на пальцы.
Балетмейстеры были сплошь иностранными, притом в Россию на протяжении XVIII- XIX веков приглашали самых выдающихся - Дило, Перро, Сен-Леона, и, конечно, Петипа, проработавшего в Мариинском театре тридцать лет. Настоящий переворот в балетной музыке совершил Чайковский, в содружестве с которым Петипа поставил самый знаменитый в мире спектакль «Лебединое озеро». Впрочем, свой большой вклад в этот балет внёс и российский хореограф Лев Иванов. Чайковский и Петипа подарили миру ещё два шедевра - «Спящую красавицу» и «Щелкунчика».
В рождественские дни в Европе и Америке «Щелкунчик» ставит рекорды, он идёт едва ли не во всех театрах, балет показывают по телевидению.
Учителями российских звёзд до революции тоже были в основном иностранцы. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская и Вацлав Нижинский совершенствовали мастерство и у итальянца Энрико Чеккетти, шведа Христиана Иогансона. Есть мнение, что у русских танец - в крови, поэтому сплав отечественных талантов и западных традиций дал фантастический результат.
«Русские сезоны»
К началу ХХ века балет в России достиг расцвета. Театр был императорским, денег на него не жалели. А вот в Европе балет захирел: во Франции, к примеру, его стали рассматривать, прежде всего, как «представление с участием хорошеньких женщин».
В Англии он переместился в мюзик-холлы. Когда Дягилев привёз в Париж «Русские сезоны» - это вызвало фурор. Кстати, тогда впервые в Европе зародилась мода на всё русское. Невеста английского короля Георга VI выходила за него замуж в платье «перефразирующем русские фольклорные традиции».
С начала ХХ века звёзды стали гастролировать по всему миру. Анна Павлова, к примеру, организовала свою компанию, побывавшую во всех частях света. После революции танцовщики первой величины оказались за границей, в 20-х годах туда перебрался и петербуржец Георгий Баланчивадзе, больше известный как создатель американского балета Джордж Баланчин. Кстати, именно в Америке широко распространено мнение, что балет - родом из России. Солист Дягилевского «Русского балета» Серж Лифарь возглавил балет парижской «Гранд-опера» и отдал ему более тридцати лет. Как в своё время Петипа - Мариинскому театру.
Авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.
В ХХ веке наша страна стала отдавать миру накопленное богатство. На Западе самые уважаемые преподаватели - русские, везде за честь почитают постигать искусство танца по системе Вагановой.
Новый всплеск интереса к русскому балету вызвали оказавшиеся за рубежом Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Наталья Макарова. Нуреев несколько лет возглавлял «Гранд-опера», Барышников - «Американский театр балета». Но и Запад продолжает оказывать влияние - в той же Мариинке поставили спектакли француза Анжелена Прельжокажа, американских хореографов Уильяма Форсайта и Бенджамина Мельпье. Балетная труппа петербургского театра - по отзывам самых известных критиков разных стран - самая почитаемая в мире.