- "АиФ-Петербург": В Петербург вы не приезжали 11 лет, почему так долго?
- Я вообще никуда не езжу. Либо болтать, либо писать. Встаю в 6 утра и до трёх дня пишу свои 25 страниц, потом еду на другую работу. Если же куда-то приезжаю, то ничего не пишу. А поскольку мне очень хочется взяться за перо и есть что сказать, то лучше я буду писать, а не болтать. Такой выбор: либо языком, либо рукой.
Не жди «спасибо»
- "АиФ-Петербург":Вы сказали, что у вас ещё и другая работа. Какая же?
- Несколько радиопрограмм и проекты, связанные с телевидением. Не оставляю я их по одной причине. Это моя ответственность перед людьми, которые больны онкологией. Я должна говорить им, что это не страшно, что у человека есть шанс выздороветь. Даже в самой страшной ситуации можно найти выход. Что уж говорить о пустяках!
Ушёл муж? Не беда - будет другой. А может, тебе вообще муж не нужен. Ждать от детей благодарности - не надо. Не бывает неблагодарных детей, бывают глупые родители, которые рассчитывают на «спасибо». Я велела сыну выучиться на врача, а он, неблагодарный, стал строителем. Как заставить его стать врачом? Я работаю психотерапевтом, потому что сегодня очень много людей, которым внушили, что у них депрессия. При этом часто их проблема яйца выеденного не стоит.
- "АиФ-Петербург": Получается, вам можно позвонить по любому поводу и спросить, что угодно?
- Можно. Чаще всего звонят женщины. Доходит до смешного: «Мой муж скотина, бабник, импотент». Стоп: так бабник или импотент? Определись, пожалуйста. Или: «Не могу с ним жить, я его ненавижу». Уходи, у нас не католическая Италия, можно в любой момент развестись. «Ну а как же квартира, дача, машина?» Давай всё же выясним, что важнее, муж или квартира?
- "АиФ-Петербург": Вы не раз говорили, что у вас отличная семья. Как удалось выстроить хорошие отношения с детьми?
- У меня мальчики-погодки, один мой, а другой сын Александра Ивановича. Когда мы поженились - их соединили. Они дрались по любому поводу. Ничего, пережили… Сегодня старшие сыновья преодолели 35-летний рубеж, и мне особенно отрадно слушать, например, жалобы Димы на свою взрослую дочь. У меня сохранился его школьный дневник весь в «двойках» и «тройках», и я его шантажирую, что если он ещё раз скажет, что был отличником, я всем покажу его «неуды».
Бригада «негров»
- "АиФ-Петербург": Вы просто излучаете оптимизм, уверенность в себе. Откуда столько сил?
- Оптимизм и уверенность в себе - разные вещи. С уверенностью у меня плохо, особенно когда смотрю в зеркало по утрам. Говорю отражению: «Я тебе не знаю, но я тебя накрашу». Но любые проблемы надо решать. Вот сейчас сяду и буду плакать. Что увольняют, что фирма, где я работала, закрылась. Ну, полью слёзы сутки, а дальше что? Надо встать и искать работу.
- "АиФ-Петербург": У вас четыре раза в неделю прямой эфир. Зачем вам это, одной из успешнейших писательниц России?
- О деньгах здесь речи нет, потому что ведущий на радио получает очень мало, и на «звёздность» не делают никаких надбавок. Но мне важно помогать людям карабкаться, тащить их за собой.
Мне начинают говорить: «После онкологической операции я буду лысая, после гормонов толстая и вообще инвалид». Отвечаю: «Посмотрите на меня. Я не лысая, не толстая, не инвалид. Две руки и две ноги, как у вас. Вас будут лечить так же, как меня, никак иначе. Я выздоровела. Что мешает выздороветь вам?» Помогает.
- "АиФ-Петербург": Говорят, за вас пишет целая бригада?
- Слышала эти разговоры. Почему же эта замечательная «бригада», якобы из Нижнего Новгорода, мирится, что уже 14 лет выходит под другим именем? Давно бы приехали и устроили разнос. Я всё пишу сама.