В 2009 году высокой оценки удостоилась его серия снимков, сделанных на Чемпионате мира по самбо, проходившем в Северной столице. В 2012 году в номинации «Спорт» его репортаж «Стрелка» занял первое место. В беседе с журналистом «АиФ-Петербург» Александр рассказал о своем отношении к конкурсу, истории петербургского «бойцовского клуба», а также связи фотожурналистики и общества.
«АиФ-Петербург»: - Какова история ваших снимков, победивших в этом году на конкурсе World Press Photo?
Александр Таран: - Я уже давно снимаю смешанные единоборства. Можно сказать, что после победы на World Press Photo в 2009 году я ушел в эту спортивную специализацию. Об уличном турнире «Стрелка» узнал еще на стадии его зарождения. Похожий формат поединков знаком многим по роликам на Youtube, где американцы устраивают соревнования в гаражах. В самом начале не верилось, что такое возможно в Петербурге, тогда я подумал, что это может быть очень зрелищным.
Первый турнир проходил на территории завода «Красное знамя». Придя туда, я увидел двор, натянутые канаты, песок… Все было очень эффектно. После выступления заявленных участников, на ринг полезли зрители. История бойцовского клуба начала воплощаться. Я видел людей, которые срывали с себя футболку и выходили на бой. Происходящее всех захватило.
Я до сих пор снимаю «Стрелку». Сейчас все происходит уже на большой арене. Собирается тысяча зрителей – настоящий Колизей! На этот турнир продают билеты, идет трансляция, работают рефери - все как в большом спорте. По сути, это те же соревнования по смешанным единоборствам, только они проходят при других декорациях и в них принимают участие непрофессионалы.
Серия, победившая в конкурсе, снималась прошлым летом. Одиночные кадры ранее публиковались в цветном варианте. На конкурс я отправил черно-белый репортаж из 12 фотографий. На выставке представлены только 4 снимка, на сайте World Press Photo и в альбоме можно увидеть все фотографии.
«АиФ-Петербург»: - Почему вас затянул спорт?
- Какое-то время я снимал новости, и среди всех заданий съемка спорта мне нравилась больше всего. Сложно объяснить это влечение рационально. Только эмоции.
Если взять получившего в конкурсе третье место Томаша Гудзоваты, то у него спорт представлен как показатель социальных процессов. Я хотел бы развиваться в этом направлении. Мне кажется, что моя серия «Стрелка» - тоже не просто традиционный спортивный репортаж, а история людей.
«АиФ-Петербург»: - Что изменилось в вашей карьере после первой победы в 2009 году?
- Я еще раньше отправлял одиночные кадры на конкурс, но впервые победил в 2009 году. В тот год я как раз ушел из новостного агентства. Эта победная съемка стала для меня отдушиной. Мне пришла в голову идея сделать не просто новостные снимки, а попробовать показать историю о спорте, о самбо. Я снимал репортаж не по правилам, делал что хотел :).
Конечно, после участия в World Press Photo ты оказываешься на виду у профессионального сообщества. Но победа в конкурсе не равнозначна прохождению собеседования.
«АиФ-Петербург»: - Насколько важна для жюри конкурса техническая сторона кадра? Может ли выиграть снимок, сделанный на мобильный телефон или простую мыльницу?
- Думаю, может. Важно соответствие технической стороны поставленной задаче, идее репортажа, очерка. Существуют вещи, которые нельзя снять профессиональной аппаратурой. Если происходит что-то горячее, то надо снимать тем, что под рукой - мобильным телефоном, компактной камерой.
У World Press Photo - журналистская миссия, жюри конкурса часто отмечает такие работы.
«АиФ-Петербург»: - Существует мнение, что на World Press Photo побеждают довольно кровавые, жестокие истории. В фокусе - война, насилие, смерть. Согласны ли вы с такой позицией?
- World Press Photo представляет совершенно разные репортажи: от съемки пещер до вооруженных конфликтов. В конкурсе есть несколько номинаций, в том числе искусство, развлечения, спорт, портрет, повседневная жизнь. В них представлены самые разные работы: и мирные, и позитивные.
На мой взгляд, снимки, связанные с каким-то преодолением, трогают людей. А одна из задач World Press Photo – встряхнуть зрителя, заставить его обсуждать происходящее вокруг. Неоднозначные кадры заставляют зрителя думать, спорить.
Жюри конкурса – профессионалы индустрии. За свою жизнь они уже пересмотрели миллионы изображений. То, что широкому зрителю может показаться красивым, понятным, для профессионалов часто избитое клише. Поэтому конкурс такой острый: жюри ищет что-то новое.
«АиФ-Петербург»: - Какие работы, победившие в этом году, вам понравились?
- На этом конкурсе мне понравилось много фотографий. Произвели впечатления снимки с чемпионата по плаванию, сделанные Адамом Претти, получившим второе место в категории «Спорт». За творчеством Томаша Гудзоваты я следил раньше. В этом году он занял третье место за фотографии о Lucha libre, мексиканском варианте реслинга.
В этом году мощно представлены работы из National Geographic. Мне запомнился репортаж, посвященный носорогам Брента Стиртона, и пещеры Карстена Петера. Трагичная история носорогов отлично сделана, по-журналистски. Серия про пещеры совсем другая. Там нет рассказа о роли человека. Знаю, что автор снимков – скалолаз, спелеолог. Работа фотографа - просто замечательная, захватывает дух.
«АиФ-Петербург»: - А снимок Самуэля Аранды, получивший Гран При конкурса?
- Мне он тоже нравится. Я читал о спорах вокруг этого снимка, что в нем видят некий культурологический отсыл к библейским картинам. Критика этого аспекта мне не понятна. Что в этом плохого? Восприятие человека часто держится на определенных шаблонах, и вполне возможно, что фотограф даже не осознавал такого рода ассоциаций, когда снимал этот кадр.
«АиФ-Петербург»: - Как вы считаете, насколько высок уровень развития российских фотожурналистов по сравнению со своими коллегами за рубежом?
- В нашей стране работают хорошие специалисты, талантливые люди. Многие журналисты у нас работают на высоком уровне, в России, скорее, отстает медиаиндустрия в целом.
За границей совсем другое отношение к этой профессии, другая роль прессы. Когда я ездил на вручение премии, в один из дней лауреаты рассказывали в свободной форме о себе, о своей работе. Я был удивлен рассказом Ton Koene, который сделал портреты афганских полицейских. На снимках запечатлены добровольцы, которые работают в Афганистане на стороне НАТО. Эти люди зачастую становятся пушечным мясом. Местные их ненавидят, считая их предателями, работающими на стороне американцев, а сотрудники НАТО не могут дать им в руки оружие, так как это будет расценено как вооружение местного населения. После того, как фотограф сделал об этом репортаж, эта история дошла до голландского парламента. Там, на самом верху, шли обсуждения, имеет ли смысл стране участвовать в событиях в Афганистане. Вот такой резонанс, и это нормально.
У нас же пресса живет своей жизнью, а общество и власть – своей. Мне кажется, нашей стране еще нужно время.
P.S.: Выставка World Press Photo будет проходить в Лофт Проекте ЭТАЖИ до 16 сентября.