Санкт-Петербург, 18 апреля - АиФ-Петербург. 23 апреля ансамбль выступит в Филармонии с презентацией диска «Дороги».
Балалайка против попсы
- Весь прошлый год был посвящён гастролям, - рассказывает Андрей Константинов. - Мы объехали всю Россию и ближнее зарубежье, дали более 40 концертов.
А когда задумались о том, как передать наши ощущения, родился новый диск «Дороги». Записали живые концерты и из каждого выбрали самое характерное произведение, в котором чувствуется, как «дышит» именно этот город. Жаль, что на диске смогли поместить всего 18 композиций.
Кстати, если хотите услышать море положительных новостей про страну, можем выдать их «на одном дыхании». В Астрахани мы выступали в новом оперном театре. Фантастическом! Хотя нас трудно чем-то поразить. В Белгороде построена филармония, четыре зала, музыкальная жизнь бурлит. Новые великолепные залы есть в Хабаровске, Омске, где уже Гергиев выступал. Во Владивостоке - филармония с суперакустикой. По всей России колоссальный всплеск, возрождение интереса к музыке.
«Терем-квартет»: «Звуком мы пишем картины»>>
АиФ-Петербург: - И всё-таки русским народным инструментам трудно противостоять попсе. Народ на ваши концерты идёт?
Михаил Дзюдзе: - То, что «попса» всех задавила, работает нам на руку. Потому что люди хотят от неё отдохнуть, послушать живую музыку. На наших концертах - аншлаги. После выступления мы всегда выходим в фойе, даём автографы, фотографируемся с людьми, нас просят провести мастер-классы в музыкальных школах, колледжах, институтах. Обязательно это делаем.
Подпеть некому?
АиФ-Петербург: - Неужели много детей и молодых людей учатся играть на балалайках и домрах?
Андрей Смирнов: - Учатся, хотя и меньше, чем в советское время. Но на мастер-классы приходят все: и пианисты, и скрипачи, и духовики. Объединяются, потому что так легче выжить.
Кстати, в летних творческих школах «ТеремОК», которые мы организуем, дети музицируют сообща и испытывают такой кайф, что их не остановить. Коллективный подход - это ведь глубоко национальная традиция. Недаром говорится: «Спел бы, да подпеть некому. Поэтому и петь не буду». Это основа фольклора, когда всё передаётся из уст в уста, когда каждому находится дело: один запевает, другой подпевает, третий подыгрывает, четвёртый прихлопывает. За общим делом душа радуется, всё внутри осветляется.
АиФ-Петербург: - А зачем вам, популярнейшему коллективу, у которого и своей работы выше крыши, нужны все эти школы, конкурсы, лагеря?
- Нам эта работа даёт колоссальную энергию. Считаем её своей миссией. Если не передаёшь знания, опыт другим поколениям - останавливаешься. А этого не хочется.
Кроме того, сейчас происходит разрушение национальной русской идентификации: наши дети уже не могут спеть народную песню. Если раньше мы в садиках вставали в хоровод под «Во поле берёзка стояла», то сегодня русская культура ниоткуда к нам не приходит. Место заполняется другой. И получается, что в России живут «иностранцы» по мысли. Ведь если из цепочки генов вынуть хотя бы один, человек становится больным. Так же и с обществом, страной. Мы сопротивляемся, боремся против разрушения. В этом плане русские песни и национальные инструменты являются скрепляющим звеном, даже опорным. И до тех пор пока «Терем-квартет» будет жить, стране не развалиться! (Улыбается.)
Арт-центр «Терем-квартета» залило кипятком>>
Борьба за «мурашку»
АиФ-Петербург: - Вы часто подчёркиваете, что настало такое время, когда стираются границы жанров. Все стили смешиваются не только в искусстве, но и в обыденной жизни: в общении, в одежде, в питании, куда проникают разные кухни. Готовится ли на вашей кухне очередной конкурс «Terem-Crossover»?
Алексей Барщёв: - Конечно. Мы даже можем точно назвать дату и место проведения: с 7 по 13 октября в Капелле. Это единственный такой конкурс в мире, и интерес к нему огромный. К нам приезжают со всех континентов. Уже в первом участвовало более 60 групп, со второго были вынуждены ограничивать участников.
В международное жюри входят известнейшие музыканты разных стран. Судить трудно, потому что все выступают в абсолютно разных стилях. Но у нас есть главный критерий - художественность, а говоря проще - нужно, чтобы у публики мурашки по коже побежали. Так что борьба идёт за «мурашку».
На конкурс съезжаются импресарио, менеджеры, директора филармоний. У музыкантов появляется перспектива: если понравишься, появится возможность работать, поехать на гастроли по разным странам. Таких примеров немало: голландский ансамбль пригласили в Китай, немецкий - в Финляндию, мы с нашими лауреатами выступали в Японии.
Город помогает «Терем-квартету» в проведении конкурса. Культурной столице нужны события международного масштаба.
Композитор Игорь Пономаренко о музыке Вивальди>>