aif.ru counter
287

Балет - мужское дело? Почему распалась одна из самых известных трупп

Знаменитый петербургский танцовщик Валерий Михайловский, создатель труппы «Санкт-Петербургский мужской балет», отметил на днях...

 

Хочется свободы!

АиФ-Петербург: - Валерий, как же получилось, что буквально накануне вашего юбилея прекратил существование «Мужской балет»?

- В апреле был 21 год со дня основания труппы. И я решил: такой режим выживания больше продолжаться не может. 18 лет мы были государственной труппой, что позволяло худо-бедно существовать. Но нас лишили поддержки, а самих себя содержать нереально. Мы честно платили все налоги, на что уходило около 40% доходов, да ещё - аренда репетиционного зала, балетная обувь, зарплата артистам. Ну не заработать нам таких денег!

АиФ-Петербург: - Почему же Комитет по культуре перестал вас поддерживать? Знаю гораздо менее известные коллективы, которые продолжают финансировать.

- Сам стараюсь понять. Говорят: «Вы не в формате». Что это значит? Мы - единственная труппа в мире такого рода. Выступая на гастролях по стране и за границей, прославляем Петербург. Но он же нас и уничтожил. Публике мы нужны, в чём постоянно убеждались, а городу - нет.

АиФ-Петербург: - Для вас это удар?

- Я устал от проблем, ведь мне как руководителю приходилось заниматься всем: добыванием денег, организацией гастролей, репетициями, репертуаром, да ещё и самому танцевать. Себе я почти год не платил зарплату - средств не хватало. Мне давно говорили: «Сумасшедший, зачем ты всё это тянешь?» Но было моральное удовлетворение, ведь публика здорово принимала.

Но сколько же можно издеваться над собой? Я радуюсь, что закончились муки, свалилась гора проблем. Хочется свободы. Пора заканчивать танцевать, и я не боюсь дальнейшего: могу давать уроки, есть интересные творческие предложения.

АиФ-Петербург: - А что будут делать ваши танцовщики?

- У нас был большой разговор. Ребята всё видели и знали. Они - талантливые, молодые, справятся с ситуацией, ещё найдут себя.

На урок - каждый день

АиФ-Петербург: - Насколько я знаю, в вашей жизни уже бывали такие переломные моменты…

- Да, я начинал карьеру в Одесском театре, за семь лет перетанцевал все ведущие партии. А потом всё бросил и ушёл к Борису Эйфману. Проработал в труппе 14 лет, был первым исполнителем главных партий в большинстве спектаклей. Самой известной работой стал князь Мышкин в «Идиоте». В 1992 году ушёл от Эйфмана, думал, что танцевать закончил. Три месяца лежал в больнице, лечил травмы, а потом понял, что из меня прёт энергия, и создал собственную труппу.

АиФ-Петербург: - А вдруг сейчас снова «попрёт»? 

- Если я расстался со сценой, это не значит, что и с балетом тоже. Даю уроки. А доктор сказал: «Тебе придётся заниматься до конца жизни. Иначе мышечный корсет расслабится, станешь инвалидом на следующий же день». Так что кроме балетного класса хожу в тренажёрный зал, чтобы работали все группы мышц. Меня не удивляет, что Галина Уланова, уже незадолго до смерти, лёжа в больничной палате, просила её не беспокоить, потому что делала урок.

АиФ-Петербург: - У вас за плечами столько творческих достижений, что возникает вопрос - почему же вы только «заслуженный», а не «народный артист»?

- Часто, не спрашивая меня, на афишах писали - «народный». Когда я говорил, что это не так, удивлялись: «Вас же знает вся страна! Мир!». Документы на моё звание подавали, но… Видимо, дело в том, что ничей я не сын, не муж, не родственник и никому денег не дал. Я ничему не удивляюсь, ведь когда нашей труппе исполнилось 20 лет, никто от петербургских властей нас не поздравил. Только люди из других городов.

АиФ-Петербург: - Так итоги карьеры - печальны?

- Ни в коем случае! Жизнь дарила мне встречи с замечательными людьми. И даже, казалось бы, незначительные моменты помогали в профессии. Как-то в Одессе, после спектакля, я снимал грим, нещадно натирая лицо вазелином. Гримёрша пришла в ужас: «Дорогой мой, тебе лицо дано на всю жизнь. И что ж ты с ним делаешь?» Я впервые задумался о том, что если человек посвящает жизнь одной профессии, он должен знать о ней всё. Даже анатомией стал интересоваться, чтобы понять - как работают мышцы, как их нагружать. Когда у коллег случались травмы, ставил им диагнозы, которые врачи подтверждали. Благодаря профессии я познакомился со многими великими артистами. Играл в спектакле с Олегом Басилашвили «Послесловие к «Идиоту». Я объездил страну и мир. А какое разнообразие балетных партий, да я Бога благодарю!

АиФ-Петербург: - Никогда не возникало соблазна уехать из России?

- Когда был начинающим артистом - приглашали. Но я не уехал из чувства патриотизма, хотя жил в общежитии на нищенскую зарплату. Мы радовались творчеству, тому, что работаем в театре. С «Мужским балетом» тоже звали, причём на роскошные условия. Отказался, думал о престиже нашей страны. Но, знаете, я и сейчас не жалею.

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Граф
    |
    14:41
    01.08.2013
    0
    +
    -
    Всё очень просто!Наглядный пример борьбы с гомопропогандой.То ли ещё будет!!!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?