Как Наполеон делал предложение руки и сердца
В 1801 году в Михайловском замке происходит кровавый государственный переворот: умирает Павел I, а его место занимает сын – Александр I. Существует легенда, якобы, цесаревич требовал у заговорщиков, чтобы отцу сохранили жизнь, а когда этого не случилось, впал в депрессию и не решался заявить о своих законных правах на престол. Понимая, что под угрозой судьба «всего предприятия», граф Пален нетерпеливо и жёстко сказал ему: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!». Александр внял совету и стал императором.
Одновременно с переломным изменением его судьбы, а точнее, под его воздействием, грозила круто измениться и жизнь его сестры – великой княгини Анны, шестой дочери Павла. С момента, как её брат стал императором, она превратилась в самую желанную невесту для первых лиц европейских государств. Ей едва только исполнилось 15 лет, когда сам Наполеон Бонапарт решился просить её руки.
Французский посол граф де Коленкур вспоминал княгиню: «У неё прекрасные глаза, нежное выражение лица, любезная и приятная наружность, и хотя она не красавица, но взор её полон доброты. Нрав её тих и, как говорят, очень скромен. Доброте её дают предпочтение перед умом. Она уже умеет держать себя, как подобает принцессе, и обладает тактом и уверенностью, необходимыми при дворе».
Шёл 1809 год. Отношения двух держав ещё ничем не омрачились, однако император Александр I дал Наполеону весьма неопределенный ответ и сослался на завещание своего батюшки, в котором сказано, что замужеством его дочери полагается распоряжаться императрице Марии Фёдоровне. Вдовствующая императрица же смотрела на низкорослого Наполеона с ужасом, тонко чувствуя его напор, который впоследствии вылился в русско-французскую войну. Так Наполеон получил вежливый отказ, а русская княгиня не стала французской королевой.
Принцесса Нидерландская
В течение последующих шести лет Анна Павловна прилежно изучала языки, живопись и музыку, а также основы математики и естественных наук. К слову, поговаривают, что княгиня с малых лет имела особенную страсть и способность к живописи. Её рисунки сейчас можно увидеть в Павловске, где за пометкой «Аня 7 лет» стоят мастерски исполненные работы.
Зимой 1815 года в Петербург пожаловал наследный принц Нидерландов Вильгельм Оранский. Предполагаемая женитьба его на английской принцессе расстроилась по политическим соображениям, а близкие контакты между двумя фамилиями - Романовыми и Оранскими, вылились в переговоры, после которых Анна Павловна была сосватана за Вильгельма. Бракосочетание новоиспечённой супруги будущего короля Нидерландов произошло в Зимнем дворце и было отмечено современниками как торжество скромное, почти семейное. Однако наряд невесты сражал своим великолепием: она шла под венец в красивейшем платье с длинным горностаевым шлейфом, который несли за ней шесть камергеров. Несмотря на то, что кронпринц Вильгельм принадлежал к Реформатской Церкви, бракосочетание не встретило препона со стороны священнослужителей. Сначала был совершён православный обряд, а затем – реформатский, так оба супруга остались верны своей вере. Свадебный пир состоялся в Большом Мраморном зале, а к вечеру весь город был живописно украшен огнями.
Приезд в Нидерланды
Осенью супруги уже были в Гааге, где по случаю прибытия молодой четы дали головокружительные салюты и балы. Однако праздники продлились недолго: княгиня вплотную занялась изучением языка, литературы и истории Нидерландов.
К 1840 году, когда принц Вильгельм стал королем Виллемом II, Анна Павловна уже свободно говорила на нидерландском языке, занималась благотворительностью, много заботилась об учреждении учебно-воспитательных заведений для детей из неимущих семей, а во время войны с восставшей Бельгией на свои личные средства даже основала госпиталь и инвалидный дом.
Не переставая скучать по дому и семье, княгиня два раза в неделю писала письма матери и братьям, рассказывая им о своих радостях и бедах. Известно, что в характере Анны Павловны, когда произошла бельгийская революция, вследствие которой на карте мира появилось новое королевство – Бельгийское, произошло глубокое изменение. Она часто конфликтовала со своим мужем, а позднее и с сыновьями, требовала к себе внимания, часто выказывала надменность и капризность характера. Современники вспоминали, что у неё был «трудно уживчивый характер и все ее боялись. В выражении ее лица было что-то суровое… Если бы она попала из России не в Голландию, страну торговую и богатую, а в другую, может быть, и характер ее развился бы совсем иначе». Но страна переживала кризис, и нрав королевы становился день ото дня всё более непереносимым.
Король-транжира и полотна Рембрандта
Нужно сказать, что брак с Вильгельмом II для Нидерландского королевства был удачен не только по политическим соображениям, но и из-за нестабильной финансовой ситуации внутри семейства. Дело в том, что выходя замуж, княгиня получила от Александра в виде приданого один миллион рублей. Это хоть и ненадолго, но поправило положение нидерландского королевства. Впрочем, как могла впоследствии заметить Анна Павловна, здесь вообще не любили вести деньгам счёт. После смерти своего супруга, в 1849 году, королева узнала, в какое воистину ужасающее состояние привёл почивший супруг их семейное состояние. Будучи королём, Вильгельм тратил деньги без оглядки, приобретая внушительные коллекции живописи и строя грандиозные замки. Обнаружив сей факт, Анна Павловна обратилась за помощью к своему брату императору Николаю I, который помог сестре, купив за баснословные деньги коллекцию картин голландских мастеров. Любопытно, но именно мотовство Вильгельма смогло обогатить коллекцию шедевров Эрмитажа, среди которых мы сейчас можем наблюдать полотна кисти самого Рембрандта.
Возвращение в Россию
Оставшись вдовой, Анна Павловна переселилась из Амстердама в Гельдерн, а после - в Гаагу, где в 1864 году принимала своего племянника — российского императора Александра II. За два года до своей кончины нидерландская вдовствующая королева не выдержала тоски по родине и приехала в Россию с визитом. Одним из первых мест, куда она пожелала поехать, стала Троице-Сергиева Лавра, где в честь визита столь знатной гостьи дали торжественную обедню и отслужили литургию. В частной беседе с митрополитом русская княгиня сказала, что, находясь на чужой стороне, она всегда помнила и любила Россию, и если не приезжала сюда целых 28 лет, то только оттого, что «Нидерланды были разорваны надвое и я не могла оставить в несчастии тех, с кем жила прежде в счастии: это было бы недостойно русской великой княгини».
Анна Павловна умерла в 1865 году в возрасте 70 лет. Желая почтить память своей королевы жители нидерландских городов и поселений добровольно надели траур. Похоронена великая княгиня была в церкви Ньивекерк в городе Дельфт.
Спустя пять лет после её смерти на севере Голландии появился город Anna Paulovna, а совсем недавно на центральной площади этого городка установили памятник «Анна на коне».