20 сентября 1862 в Петербурге была открыта первая российская консерватория, подарившая миру Петра Ильича Чайковского, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и Сергея Сергеевича Прокофьева. Начав с Певческой академии, консерватория стала одним из самых авторитетных учреждений подобного рода в мире.
Встреча с Великой Княгиней
В 1857 году композитор Антон Григорьевич Рубинштейн отдыхал в Италии. По счастливой случайности, в это же время здесь находилась Великая княгиня Елена Павловна. Она была известна в обществе своими передовыми взглядами и гремевшими на весь Петербург светскими раутами и салоном, в который были вхожи самые даровитые и знаменитые писатели и художники России: Василий Жуковский, Александр Пушкин, Карл Брюллов, Иван Айвазовский.
Приёмы, устраиваемые княгиней, зачастую посещали лица, которые не были официально представлены ко двору. За это сборища окрестили «морганатическими вечерами» (фр. les soirees morganatiques), намекая тем самым на то, что княгиня не мучилась вопросами социального неравенства и была настроена крайне либерально. Именно на этих вечерах обсуждались планы освобождения крестьян и государственные преобразования, оформившиеся впоследствии в реформы 1860—1870-х годов.
Когда Рубинштейн встретился с Великой княгиней, он заметил, что будет нелишним «сделать что-нибудь для музыкального образования российского общества». Княгиня согласилась, а Рубинштейн приступил к воплощению замысла.
Так в 1858 году он основывает Певческую академию, а в следующем году — Русское музыкальное общество. Помещение для общества, разумеется, дала Великой княгиня, которая покровительствовала Рубинштейну во всех его начинаниях. Так занятия стали проходить в залах Михайловского дворца. Учащиеся посещали классы теории музыки, пения, хорового искусства, фортепиано, скрипки и виолончели. Эти сборища посещали не только люди с достатком, но и люд, что называется, попроще. За два года курсы стали настолько популярны, что были преобразованы в 1862 году в Петербургскую консерваторию.
Открытие Консерватории
Торжественное открытие Консерватории состоялось 20 сентября 1862 года во флигеле дома Григория Демидова на углу Мойки и Демидова переулка.
Первым артистическим директором Консерватории был назначен сам Рубинштейн, которому был пожалован чин действительного статского советника. Для того, чтобы доказать свою способность к преподаванию, Рубинштейн даже выдержал экзамен и в числе первых получил диплом Консерватории на звание свободного художника. В Консерватории он стал профессором по классу фортепиано, также для преподавания были приглашены профессора Теодор Лешетицкий, Генрик Венявский, Карл Шуберт, Карл Давыдов, Альберт Цабель и другие выдающиеся музыканты.
Как Чайковский бросил службу ради музыки
Любопытно, но если бы не обучение в Консерватории, мир, возможно, никогда бы и не узнал о выдающемся гении Чайковского, который получив чин титулярного советника, работал в Министерстве юстиции и, невзирая на то, что всегда получал огромное наслаждение от опер Моцарта и Глинки, никогда всерьёз не думал бросить службу ради музыки. Здесь своё влияние оказал Рубинштейн, настояв на том, что у Чайковского есть дар и негоже расходовать его на государственную службу.
Молодой композитор писал своей сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, я просто хочу только делать то, к чему меня влечёт призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей».
Консерватория переезжает
1 января 1889 года Рубинштейн получает радостную телеграмму, в которой сообщается, что Александр III, вняв просьбе Великой Княгини Елены Павловны, пожаловал для Консерватории здание бывшего Большого Театра на Театральной площади, построенное в 1775 году архитектором Антонио Ринальди. Здание каменного театра разобрали и к 1896 году перестроили по проекту архитектора Владимира Николя. Увы, новое здание Рубинштейн так и не увидел - он скончался за два года до его торжественного открытия.
Впрочем, имя Рубинштейна тесно связано с Академией лишь до 1867 года. В тот год вокруг композитора сплотилось кольцо из недоброжелателей членов «Могучей кучки» во главе с Милием Балакиревым и Александром Серовым, опасавшихся излишнего «академизма» в консерватории. Против Рубинштейна были также настроены придворные круги, непонимание с которыми привело к тому, что в 1867 году Рубинштейн покинул пост директора. Почему Великая княгиня Елена Павловна не оказала поддержки Рубинштейну остаётся неизвестным. Известно другое. Рубинштейн был коронованным гением, венцом человеческого таланта, воплощённого в музыке. Когда в России люди говорили: «так играет Антон», «так сказал Антон», всем было ясно, что речь идёт именно о Рубинштейне.
В период с 1867 по 1871 годы директором Консерватории был Николай Заремба, ставший первым, кто начал преподавать теорию музыки на русском языке. Впрочем, его взглядам был присущ консерватизм, а свои теоретические выкладки он нередко облекал в религиозную оболочку, за что был впоследствии высмеян Модестом Мусоргским в сатирической сюите «Раёк».
Римский-Корсаков приходит в Консерваторию
В 1871 году на должность профессора одной из кафедр был приглашён Николай Андреевич Римский-Корсаков. Несмотря на то, что он был молодым, двадцатисемилетним профессором, он создаёт уникальную программу обучения, первый учебник (впоследствии неоднократно переиздававшийся) и составляет программу по теории композиции. Игорь Стравинский, который был приватным учеником Римского-Корсакова, вспоминал своего наставника такими словами: «Немногие были так близки мне, как Римский-Корсаков, в особенности после смерти моего отца, когда он стал мне вроде названого отца... После урока я обычно обедал с семьёй Римского-Корсакова... Римский был строгим человеком и строгим, хотя в то же время и очень терпеливым, учителем». В период первой русской революции 1905 года за поддержку требований учащихся Римский-Корсаков был уволен из Консерватории.
В том же году новым ректором был назначен композитор Александр Глазунов, остававшийся на этой должности до 1928 года. В отличие от своих предшественников, он был избран не дирекцией РМО, а Советом профессоров Консерватории.
Советские годы
В 1918 году Консерватория становится государственным учреждением, переходя под крыло Наркомпроса — Народного комиссариата просвещения, превращаясь в Петроградскую консерваторию. В те годы открываются отделения по подготовке научных работников, преподавателей для средних музыкальных учебных заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для рабочих клубов, дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. С целью лучшего обеспечения самостоятельной работы студентов был создан кабинет звукозаписи, расширена и упорядочена библиотека. В 1938 году Консерваторию наградили орденом Ленина, а в 1944 ей присвоили имя Н.А. Римского-Корсакова.
В 1941 году Ленинградскую консерваторию эвакуировали в Ташкент. Однако студенты и преподаватели, оставшиеся в городе, продолжали работать в блокадном Ленинграде.
Выпускниками Консерватории в разные годы XX века являлись Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Юрий Темирканов, Евгений Мравинский, Василий Соловьёв-Седой, Георгий Свиридов, Владимир Софроницкий, Александр Мелик-Пашаев и другие известные миру композиторы.