Очередная эпопея с возвращением картин из Европы в Россию подошла к концу. Более 60 художественных шедевров из коллекции братьев Морозовых смогли вернуться с французской выставки в родные стены Эрмитажа.
Мосты культуры
Раньше никто и подумать не мог, что столько внимания будет уделяться культурным темам. Однако с начала спецоперации в мире наступили непростые времена, и многое изменилось.
После 24 февраля фонд Эрмитажа в Великобритании отметил все запланированные мероприятия, а сама британская благотворительная организация HFUK, которая с 2003 года помогала петербургскому музею с выставочными программами, приостановила свою деятельность. В начале марта с петербургским музеем прервал все контакты Амстердамский Эрмитаж, с которым сотрудничество длилось более 30 лет, а вскоре после этого заговорила и Франция.
Страна решила оставить у себя картины из коллекции меценатов Морозовых, переданные в аренду фонду Louis Vuitton для выставки в Париже. Агентство France Presse, сославшись на министерство культуры Франции, 9 апреля сообщало о том, что одно полотно из собрания оставят на французской земле, «пока активы ее владельца будут замороженными», что было просто немыслимо.
«Согласно закону, который действует с 10 августа 1994 года, французское государство не может конфисковать картины, поскольку они находятся в ведении иностранных государственных учреждений», - писало французское издание Le Figaro со слов независимого юриста и специалиста в области искусства Оливье Де Бека.
И хотя об аресте картин речи не шло, и все работы должны были вернуться рано или поздно в Россию, сложности не отступали. Перед сотрудниками музея встал вопрос с логистикой, ведь картины должны вернуться на родину в идеальном состоянии, а воздушное сообщение между странами закрылось.
«Не секрет, что в нынешней ситуации, когда были приняты драконовские меры по тем же полетам между Россией и Францией, отрабатываются логистические моменты, связанные с возвращением выставки на родину. И я уверен, что мы найдем совместно наиболее безопасный с точки зрения поставки коллекции путь», - заявлял еще в марте посол России во Франции Алексей Мешков.
И вот только в четверг, 5 мая, сотрудники Эрмитажа наконец сообщили о том, что картины братьев Морозовых вернулись домой.
Долгий путь домой
Завершилась долгожданная транспортировка всех картин, скульптур и графических работ с выставки «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Париже.
Помимо картин из Эрмитажа, в экспозиции принимали участие 67 работ из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, 33 произведения из Третьяковской галереи, 2 – из Русского музея. Самолеты с ценнейшими предметами искусства совершили с 14 апреля 15 рейсов, и 2 мая все оказались в Эрмитаже.
«Возвращение коллекции – результат большой командной работы. Благодарим Правительство Российской Федерации, МИД России, Федеральную таможенную службу, транспортные компании, осуществлявшие перевозку, – «Арт-курьер», «Хепри», «Хазенкамп» – за всестороннюю поддержку в этом процессе», – прокомментировала Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
Уже летом, в конце июня, большинство экспонатов можно будет увидеть в Москве. Там в ГМИИ им. А. С. Пушкина откроется специальный выставочный проект, посвященный шедеврам из собрания братьев Морозовых.
Впрочем, это уже не первый раз, когда картины из Эрмитажа задерживаются в других странах. Недавно финские пограничники задержали на въезде в Россию не менее ценный груз - три грузовика с десятками картин, среди которых были полотна Кановы, Энгра, Лебрена и Карлини. 11 апреля их вернули в Эрмитаж.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.