(обновлено )
Примерное время чтения: 4 минуты
912

Развели «мосты культуры». Удастся ли вернуть картины Эрмитажа из Финляндии?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Петербург 06/04/2022
Руководство Эрмитажа решило не делать резких движений и не закрывать выставку.
Руководство Эрмитажа решило не делать резких движений и не закрывать выставку. Скриншот

Финские пограничники задержали на въезде в Россию несколько десятков художественных шедевров, которые принадлежат Эрмитажу и другим российским музеям. Причина задержания официально не называется. В самом Эрмитаже ситуацию также пока не комментируют, надеясь, что вопрос удастся разрешить без крупного скандала. Что происходит с картинами?

Осторожный оптимизм

Выставка «Гран тур. Мечта об Италии от Венеции до Помпей» открылась в Милане еще зимой и официально должна была работать до 27 марта. Россия отправила на эту выставку целое собрание работ из различных музеев – в том числе это были картины из ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Гатчина» и других художественных собраний. С нашей стороны эту работу курировал Эрмитаж, который также отослал в Италию несколько шедевров из своей коллекции. После начала спецоперации на Украине и введения жестких антироссийских санкций возникли опасения, что картины могут быть арестованы, как и любая иная собственность Российской Федерации.

Это, конечно, нарушило бы ряд международных соглашений, но чем шедевры живописи принципиально отличаются от золотовалютных резервов страны, которые были «заморожены» на банковских счетах в западных странах?

Понимая все риски, руководство Эрмитажа решило не делать резких движений и не закрывать выставку. Тем более что с итальянскими партнерами вроде бы удалось договориться.

«Учитывая проблемы безопасности и логистики, Министерство культуры Российской Федерации и Государственный Эрмитаж решили не отзывать немедленно из Италии те экспонаты, которые только что были представлены на выставках в Милане и в Риме. Их возврат готовится в соответствии с общими договоренностями с учетом политической обстановки и транспортной ситуации. Выставки, чей срок подходит к концу, готовятся к возвращению в несколько ускоренном темпе. Эрмитаж благодарит своих итальянских партнеров за понимание. Заметим, что публичное обсуждение деталей этой стороны межмузейных отношений, даже в вульгарном формате, создает угрозу безопасности экспонатов», – рассказал генеральный директор музея Михаил Пиотровский, поясняя, почему музеи с такой неохотой выносили этот вопрос в публичную плоскость.

Последние нити

Тем более что это – не единственная выставка, которая работала за рубежом в период обострения противоречий между Россией и западными странами. Как посчитали эксперты, за границей на данный момент может находиться до 400 картин из российских коллекций. Только у Эрмитажа за рубежом остаются не менее 60 шедевров, в том числе работы Моне, Ван Гога, Гогена и других культовых художников. Среди них, к примеру, и знаменитая «Девочка на шаре» Пикассо. Поэтому осторожность Пиотровского была вполне объяснима.

И, казалось, план сработал – из Италии коллекцию вывезли без особых проблем. Поскольку авиасообщение с Европой закрыто, то был выбран иной путь – сначала из Италии картины отвезли в Париж, а уже оттуда морем в Финляндию.

Здесь шедевры погрузили на специально приспособленные для таких деликатных транспортировок грузовики. Фуры отправились в дорогу, однако на МАПП «Ваалимаа» – «Торфяновка» они были задержаны финскими пограничниками. Никакой официальной информации о статусе картин не поступило. Со слов самих водителей грузовиков, финны якобы заподозрили, что на картины наложены санкции Евросоюза, и задержали ценный груз до прояснения всех обстоятельств. Тем самым возникла серьезная угроза разрыва едва ли не последних связей, которые еще как-то соединяют Европу и Россию.

«От того, как эта проблема будет решена, зависит в целом судьба международных музейных обменов. Мосты культуры должны взрываться последними», – рассуждал Михаил Пиотровский. Что же, настал и их черед?

Кстати

Прецедент отъема культурных ценностей был создан во время ситуации с т. н. «скифским золотом», которое принадлежало крымским музеям и было выставлено в Нидерландах в феврале 2014 года. Коллекция включает в себя 451 экспонат, после присоединения Крыма к России Амстердам отказался возвращать «скифское золото» его хозяевам. Суд признал коллекцию собственностью Украины, и крымские музеи, так неосмотрительно отправившие свое достояние на экспозицию за рубеж, остались ни с чем.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах