Скандальная выставка Евгении Васильевой в музее петербургской Академии художеств состоялась, несмотря на возмущение общественности, мнение руководства Академии и протесты студентов и преподавателей творческого ВУЗа.
Многие оценили экспозицию, как «пощечину искусству», а один из организаторов студенческих протестов, педагог мастерской церковно-исторической живописи в Академии Художеств Дмитрий Селиванов написал заявление об увольнении по собственному желанию. По его мнению, сам факт того, что имя Васильевой оказалось в одном ассоциативном ряду с Ильей Репиным, в честь которого названа Академия, оказывается диагнозом для состояния российского общества.
Учиться больше не нужно
«Молодым художникам, годами оттачивающим свое мастерство, показали, что учиться больше ничему не нужно. Талантом и работами своими они никогда ничего не добьются. Реалистическое искусство и мастерство художника, все основы и столпы Академии попраны. Только деньги и власть могут сделать из вчерашнего слуги народа гениального творца, современного, глубоко идейного и прогрессивного новатора, показывающего своим творчеством стремление человека к гармонии и свободе посредством погружения в искусство», - констатировал Селиванов, объясняя мотивы своего поступка.
А раз нет смысла учиться на художника, то зачем нужны педагоги?
«Это и есть днище сейчасной кульДуры», - эмоционально оценила увольнение Селиванова известная поэтесса Юнна Мориц.
Впрочем, руководство ВУЗа, которое полностью разделяет отношение Селиванова к состоявшейся выставке, не планирует подписывать его заявление.
«Хорошо, что у нас такие ответственные и сознательные люди, но не нужно сразу хлопать дверью. Это не поможет изменить ситуацию. Мы попробуем поговорить с ним, думаю, у нас получится объясниться», - говорит ректор Академии Сергей Михайловский.
Ранее он назвал выставку Евгении Васильевой «вероломной и варварской акцией», отметив, что ее открытие в стенах Академии, конечно, не является правонарушением, но нарушает этические нормы и сравнимо с тем, как Калигула ввел в Сенат своего коня.
Некартины нехудожников. Живопись от политиков, актеров, музыкантов
Некартины нехудожников. Живопись от политиков, актеров, музыкантов
Протесты против выставки
Напомним, что выставка бывшего главы имущественного департамента Минобороны РФ, осужденной за миллионные хищения, Евгении Васильевой открылась в Музее Академии художеств 16 марта. Ее картины, художественная ценность которой, по мнению многих экспертов, крайне низка, разместились в зале, соседствующем с полотнами итальянских мастеров, между античными статуями. Тем самым, по мнению Дмитрия Селиванова, Васильеву поставили в один ряд с гениальными живописцами, и это настоящее оскорбление для искусства и общества.
Накануне открытия выставки Селиванов организовал сбор подписей – всего против экспозиции выступили около 350 студентов и 30 преподавателей Петербургской академии художеств. В день открытия выставки часть протестующих собралась у входа в музей – в руках они держали портреты великих художников. Однако Евгению Васильеву это не смутило, и она спокойно прошелестела дорогой шубой по ступеням лестницы, мимо протестующих.
Позже, общаясь с корреспондентом «АиФ-Петербург» экс-чиновница призналась, что подобный недружелюбный прием ее совершенно не смущает.
«Любую критику, особенно конструктивную, воспринимаю положительно, даже приветствую. Почему нет? Я же не говорю, что делаю что–то сверх–сверх–сверх… Я простой человек и делаю, как могу. Если это кому–то интересно, я счастлива. Нет – тоже нормально», - пояснила свою позицию Васильева.
А на пресс-конференции она и вовсе добавила, что публика часто не принимает при жизни «серьезные фигуры» живописцев.
Почетный академик
Имела ли она в виду себя? Возможно, ведь с формальной точки зрения у Васильевой есть все данные для того, чтобы считать себя состоявшимся живописцем.
Начиная с 2014 года, когда экс-чиновница попала под домашний арест и у нее появилось время для занятия многочисленными хобби, у Васильевой состоялось уже более 30 персональных выставок, в разных странах мира. Отношения с Петербургом сначала не задались – и первая выставка в 2014 году, которая открылась в Гостином дворе, была быстро свернута, а попытка подарить триптих Русскому музею и вовсе обернулась скандалом – картины были отвергнуты и возвращены автору.
Зато ее работы почему-то очень хорошо приняли в Италии - картины Васильевой теперь есть в музее современного искусства города Гибеллина, епархиальном музее города Кальтаджироне и даже коллекции Пьера Кардена.
Так что, после того, как в сентябре 2020 года Евгения Васильева официально стала почетным академиком Российской академии художеств, никаких причин для игнорирования столь даровитого и заслуженного мастера кисти формально не осталось.
Тем более, что научно-исследовательский музей при Академии художеств Петербурга юридически является самостоятельной организацией, которая Академии прямо не подчиняется, а взаимодействует с Минкультом. Тот же никаких правовых нарушений, как отметил ректор, в выставке не увидел. Так что, рядом с выставкой Рафаэля теперь открыта и выставка Васильевой.
Дмитрий Селиванов посчитал для себя это позором, и решил покинуть Академию. Но, вероятно, он-то как раз должен был бы остаться, а покинуть свои рабочие места должны те безымянные чиновники от культуры, которые лоббируют интересы Евгении Васильевой.
Справка
Евгения Васильенва больше известна как бывшая руководитель департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ и близкая знакомая экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. 8 мая 2015 года она получила 5 лет лишения свободы в колонии общего режима за мошенничество с недвижимостью и имуществом оборонного ведомства, но уже в августе того же года вышла на свободу условно-досрочно. Сообщалось, что Васильева погасила задолженность всех участников процесса перед бюджетом, выплатив около 200 млн рублей.
С 2014 года, уже оказавшись под домашним арестом, Васильева начала художественную деятельность под псевдонимом EVA. Снимала видеоклипы, пробовала себя в качестве скульптора, но остановилась на живописи.