9 (21) ноября 1863 года в стенах петербургской Академии художеств разразился скандал. Выпускники учреждения, которые должны были участвовать в конкурсе на Золотую медаль, отказались от него и покинули стены alma mater, хлопнув дверью - без официального диплома об окончании.
Данное событие вошло в историю русского искусства как «Бунт 14-ти». За более чем полтора века события тех дней обросли различными мифами. Что же на самом деле произошло в Академии 154 года назад?
Об этом «АиФ» рассказал профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья ДОРОНЧЕНКОВ.
- О «Бунте 14-ти» можно прочитать во многих трудах по истории русского искусства. Даже знаменитая книга Камиллы Грей «Русское искусство - великий эксперимент», с которой началось возрождение интереса к нашему авангарду, фактически открывается этим событием, отстоявшим от истории собственно футуризма на полстолетия. В работах о русской реалистической живописи второй половины XIX века «Бунт 14-ти» часто называется прямой предпосылкой образования главной выставочной организации той поры - независимого от государства и Академии Товарищества передвижных художественных выставок, хотя между этими событиями и пролегает промежуток в семь лет.
Тот смелый поступок выпускников, безусловно, лёг в основу героического мифа о русском реализме как искусстве не только оппозиционном художественным условностям, но и выступающем на переднем крае критики существующего порядка вещей.
Но более пристальный взгляд на него помогает понять, как складываются коллизии, участники которых изначально совсем не преследуют радикальных целей, но просто стремятся отстоять профессиональные права, опираясь на чувство собственного достоинства и здравый смысл. В революции такие события превращаются post factum - в глазах потомков.
Время перемен
Начало 1860-х годов было временем реформ, в которых страна давно нуждалась. Завершилось царствование Николая I, заморозившего общественную жизнь в стране и проигравшего соединённым силам Европы Крымскую войну. Поражение стало последним свидетельством фиаско самодержавия, ни за что не хотевшего меняться.
Реформы начала нового десятилетия - прежде всего освобождение крепостных - породили в обществе огромные надежды и очистили моральный климат. На этом фоне художники, вслед за литераторами и журналистами, начали постепенно обретать новое самосознание. Русский реализм станет нелицеприятным зеркалом для русского общества, а живописец - свидетелем и судьёй.
Но до того художникам было необходимо освободиться от жёстких рамок Академии художеств, которая к середине столетия перестала отвечать на вызовы времени. Это заведение ориентировалось в искусстве на «вечные ценности» и стремилось отвечать не столько ожиданиям резко меняющегося общества, сколько потребностям власти и культурного истеблишмента.
Чтобы понимать, что участники «Бунта» поставили на кон, надо сказать, что карьера художника в России середины XIX века всё ещё была мощным социальным лифтом для разночинцев, к числу которых принадлежало подавляющее большинство выпускников. Окончание полного курса Академии давало старт карьере: согласно её новому статуту, обладатели Большой золотой медали не только становились художниками первого класса, но и сразу получали 10-й чин Табели о рангах. Правда, рассчитывать на такую награду могли только те, кто окончил класс исторической живописи (в ту пору к ней причисляли религиозную и мифологическую).
«И прочая галиматья»
В 1862 году Академия уравняла в правах на участие в конкурсе исторических художников и жанристов, чьи работы рассказывали о современной жизни. При этом жанристы даже могли самостоятельно выбирать сюжеты своих дипломных работ. Но эта либерализация столкнулась с сопротивлением консервативной части Академии, и уже в 1863 году условия финального конкурса изменились - теперь участвовать в соревновании за Большую золотую медаль можно было только один раз. Медаль присуждалась, в отличие от других лет, всего одна. Проигравший терял всё.
1863 год оказался урожайным - Академию окончили полтора десятка человек, имевших право на участие в конкурсе, - и все они заявили себя историческими живописцами. Коллективная просьба выпускников руководству Академии о свободном выборе темы осталась без ответа. Конкурсантам была предложена одна на всех тема, придуманная словно в издёвку над молодыми людьми, погружёнными в современные общественные проблемы: «Пир в Валгалле». Как вспоминал предложенный сюжет Иван Крамской, бывший двигателем возмущения: «…герои-рыцари вечно сражаются, …председательствует Бог Один, у него на плечах сидят два ворона, а у ног - два волка, и, наконец, там, где-то в небесах, между колоннами месяц, гонимый чудовищем в виде волка, и много другой галиматьи».
После объявления темы на официальной церемонии открытия конкурса Крамской от лица товарищей заявил, что условия неприемлемы, и соискатели один за другим вышли из зала, отказавшись от участия в состязании. Лишь один из мятежников сообщил, что желает участвовать соискателем медали. Но вице-президент Академии князь Григорий Гагарин не без иронии отказал ему, напомнив, что конкурс не может состояться при единственном соревнующемся.
Мэтры vs молодёжь
Петербургское общество было немедленно осведомлено о скандале, хотя Третье отделение Канцелярии Его Величества - политический сыск - запретило упоминания о нём в прессе. Художники оказались под полицейским надзором. Вместо рутинной карьеры перед ними замаячила полная неопределённость.
Ответ был найден в духе времени - следуя многочисленным примерам молодёжных коммун, покинувшие Академию создали Санкт-Петербургскую артель, которая стала первым примером самоорганизации художников в нашей стране. В съёмной квартире на Адмиралтейском проспекте молодые живописцы жили, встречались, устраивали чтения и рисовальные вечера, изготавливали портреты и иконы для церквей. Устав учреждения предполагал, что в общий котёл поступали 25% от продаж через артель и 10% - от всех остальных. Вряд ли этот опыт может быть признан экономически успешным: организация могла держаться во многом благодаря предприимчивости Крамского, получавшего заказы на портреты и даже участвовавшего в росписях храма Христа Спасителя.
Надо сказать, что «Бунт 14-ти» оказался неожиданностью для Академии: её руководство с очевидностью недооценило решимость учеников. Мятежники, в свою очередь, поспешили хлопнуть дверью, не дослушав объявление о конкурсе до конца. Иначе бы они узнали, что для жанристов была приготовлена тема «Освобождение крепостных», которая могла бы устроить многих соискателей.
Налицо был драматический распад коммуникации между «мэтрами» и молодёжью, естественный в стенах сословного и рутинного заведения, каким была Академия. Но продолжением этих её негативных сторон было и высокое чувство корпоративной общности, делавшее нежелательным превращение скандала в публичный и затяжной.
Уже к 1869 году восемь мятежников, включая Крамского, были избраны академиками, а остальные получили звания художника первого класса. Казалось бы, инцидент был исчерпан. Но отныне молодые русские художники поняли, что кроме профессиональной среды у них есть новый важнейший адресат и важнейшая опора - общественное мнение. Следующим шагом стало создание Товарищества передвижных выставок - мощной художественной силы, призванной защитить независимость художников.