В марте - день рождения Сергея Дягилева, который в начале ХХ века прославил Петербург как культурную столицу Европы.
Тогда, впрочем, такого термина не существовало: русское искусство просто шагнуло за пределы страны и потрясло мир. Двадцать лет назад известный петербургский искусствовед Татьяна Юрьева создала «Центр искусств имени Дягилева».
В музей - развлекаться
- "АиФ-Петербург": Татьяна Семёновна, в Петербурге вашими усилиями открыта памятная доска Дягилеву, а в Париже установлен его бюст работы Левона Лазарева. Когда-то на паруснике «Мир» вы повезли картины петербургских художников в Европу. Сейчас такие проекты уже не поднять?
- К вашим примерам можно добавить международный художественный фестиваль «Балтийская Биеннале». Все годы существования центра мне говорили, что средств на его поддержку нет. Однако удалось собрать большую коллекцию петербургских мастеров, которую мы передали в дар Музею современных искусств при Петербургском университете.
- "АиФ-Петербург": В городе всё увеличивается количество музеев современного искусства и галерей?
- В основном за их счёт жизнь и продолжается, но они - частные. Обнадёживает, что на днях президент Дмитрий Медведев высказался в поддержку современного искусства и призвал в него инвестировать. Это произошло впервые в нашей новейшей истории! Кстати, когда-то Николай Второй помогал журналу «Мир искусства».
Ну а пока у нас галерей - десятки, а в Нью-Йорке больше тысячи, и при этом есть знаменитые музеи. Петербург испокон веков - город художников. Но! Сейчас ситуация не для культурной столицы.
- "АиФ-Петербург": По последним данным у нас в городе имеются миллиардеры. А есть ли меценаты?
- Не знаю таких примеров, нет ни Щукина, ни Морозова, ни Тенишевой. В Москве, наверное, есть. Там город живёт современным искусством. В Америке меценатство развито, ведь ещё Рокфеллер сформулировал: «Богатые должны работать на бедных». Зато наши ездят на аукционы «Сотбис» и «Кристи», покупают шедевры, для себя.
Наслаждение или шок
- "АиФ-Петербург": Неподготовленному человеку кажется, что современное искусство трудно понять.
- Оно не требует понимания, ты либо наслаждаешься, либо испытываешь шок. Всё зависит от внутреннего состояния, вкуса, реакции. Хотя, пожалуй, мы вступаем в период обращения художников к элитарному искусству, они не работают для масс. Пока, всё-таки, XXI век своей «фишки» не изобрёл.
По моему убеждению, искусство может помочь человеку уйти от улицы, которая не нравится, от лиц, на которые не можешь смотреть, оно призывает: «Давай поговорим, посмотри, из чего сделано, как получилось».
- "АиФ-Петербург": А как вы прокомментируете распространённое высказывание публики при взгляде, к примеру, на «Чёрный квадрат» Малевича: «И я так могу!»
- Всё это уже ПОСЛЕ Малевича, вот если бы ДО, да ещё хватило бы ума и таланта создать свою философию….
- "АиФ-Петербург": Сейчас в развитии искусства мы отстаём от Запада?
- А вот это непонятно, как и то - нужно ли гнаться. Скорее - думать, искать. Конечно, сказались минимум 60 лет запрета на всё, чем жил мир, в том числе и на родной авангард.
Есть в Петербурге яркие молодые художники, но в основном лидируют те, с кем я начинала 20 лет тому назад. Теперь они стали мэтрами, их искусство и представлено в университетском музее.
- "АиФ-Петербург": В мире продвижением российского искусства активно занимается Валерий Гергиев. Вот уже год, как он возглавляет факультет искусств Университета, где и вы преподаёте. У общественности были сомнения, найдёт ли маэстро время на эту работу?
- Ещё как находит! Валерий Абисалович возглавляет учёный совет факультета искусств. А каких звёзд приглашает на встречи со студентами, недавно вот были Родион Щедрин и Майя Плисецкая. С появлением креативной фигуры Гергиева в Университете сразу началось движение в сторону мирового художественного пространства.