Примерное время чтения: 6 минут
885

Распилили надвое. Как легендарную подлодку К-3 превращают в музей

Григорий Тимченко / АиФ

На территорию «Острова фортов» транспортировали первую советскую атомную подлодку «Ленинский комсомол». Чтобы доставить субмарину в Кронштадт, ее пришлось разделить на две части. Spb.aif.ru собрал все, что известно о легендарной подлодке. 

Первый блин комом? 

К-3 «Ленинский комсомол» является первой советской (и третьей в мире) атомной подводной лодкой. В 1962 году субмарина стала первой, достигшей Северного полюса. 

Проектировали «Ленинский комсомол», как носитель полутораметровой торпеды (единственной на тот момент), нацеленной на вражеские военно-морские базы. Создание такой субмарины было обусловлено Холодной войной с США и сопутствующей гонкой вооружений. 

«Объект 627» в условиях секретности начали разрабатывать по спецпостановлению правительства 9 сентября 1952 года. Однако проект чуть было не сорвался - лодка с торпедой Т-15 (имевшей диаметр в полтора метра, длину более 23 метров и вес около 40 тонн) была бесполезна. Одна из главных проблем заключалась в том, что стартовать к цели она могла лишь на расстоянии за 50 километров от нее. К тому же, после запуска торпеды корабль приобретал колоссальную положительную плавучесть и большой дифферент на корму - субмарина выскакивала бы на поверхность. 

Инженерам пришлось полностью перерабатывать проект. К разработке подключились эксперты советского ВМФ. 

В результате кропотливой работы лодка получила восемь носовых торпедных аппаратов с боезапасом в 20 снарядов, в том числе и атомных. Ее главным преимуществом стала скорость под водой. Первая атомная субмарина «Наутилус» (США) могла похвастаться лишь 23 узлами, «Сивулф» (США) и вовсе не способна была разогнаться до значений выше 20 узлов. А советская субмарина уверенно передвигалась со скоростью в 28 узлов.

Фото: wikipedia.org/ pliskin1

Из-за сложностей, с которым столкнулись проектировщики, К-3 создали с опозданием. Ее заложили 24 сентября 1955 года, а через два года спустили на воду. 

Путешествие подо льдами 

Как отмечают военные эксперты и историки, «жизненный путь» субмарины превратился в один длительный эксперимент. Справедливости ради, так часто бывает с кораблями (и не только), которые открывают новую эру.  

«Ленинский комсомол» был не только первопроходцем советского атомного флота, который использовали для различных технических нововведений. Экипаж К-3 на личном опыте проверял возможности ядерных субмарин - с 1959 года лодка регулярно находилась в плавании подо льдами, дойдя в итоге до Северного полюса. 

Служба «Ленинского комсомола» связана с трагедией. 8 сентября 1967 года она возвращалась с боевого задания в Норвежском море. В первых двух отсеках произошел пожар, погибли 39 моряков. Чтобы избежать взрыва торпед, капитан приказал уравнять давление в отсеках, в результате чего по ним распространился отравленный продуктами горения воздух. Уже во время расследования стало известно, что трагедию спровоцировала банальная халатность - кто-то из рабочих во время планового ремонта заменил медную прокладку в гидравлической системе высокого давления на паронитовую.

Фото: wikipedia.org/ Электронный каталог „Марки страны Советов”

Несмотря на инцидент, К-3 оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года. В течение почти 30 лет субмарина шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула земной шар. 

Спасли от утилизации 

Еще почти три десятилетия «Ленинский комсомол» стоял без дела в судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежногорске (Мурманская область), ему грозила утилизация. Волею судьбы К-3 не отправили на металлолом. В 2020-м «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенная судостроительная корпорация» запустили проект по сохранению лодки. В результате сложных логистических операций субмарину отбуксировали до Кронштадта.  

К этому моменту корпус АПЛ оставлял желать лучшего. Его пришлось заново окрашивать, части, которые «съела» коррозия, необходимо было заменить.  

«Первая часть проекта транспортировки стартовала с буксировки К-3 от Зимней пристани Кронштадта к акватории Выборгского судостроительного завода. Там легенду отечественного флота установили на закрепленной с помощью «мертвых якорей» погружной барже «Атлант» — единственной в России, подходящей для перевозки корабля такого размера и способной поднять его до уровня причала в порту выгрузки, откуда возможно перевезти подводную лодку по суше с помощью самоходных осей», - поделились в пресс-службе «Острова фортов». 

В терминале «Моби Дик» прямо на борту «Атланта» корпус подлодки разделили на две части. Это было необходимо, чтобы доставить по суше субмарину на территорию музейно-исторического парка в Кронштадте. 

«На старте сухопутной части операции по перемещению лодки К-3 частями была выгружена из баржи «Атлант» и установлена на самоходные оси. Сухопутная перевозка АПЛ К-3 по улицам Кронштадта к зданию Музея военно-морской славы — мероприятие, достойное книги рекордов Гиннесса. Никогда ранее такое большое судно по суше не перевозилось (общая длина более 107,4 м, полное водоизмещение порядка 4750 тонн, масса — 2558 тонн)» - отметили представители «Острова фортов».

Транспортировать «Ленинский комсомол» удалось, но ушло на это две ночи и десятки часов подготовки. Воссоединились две части К-3 в здании будущего Музея военно-морской славы, специально спроектированном для наземного размещения более чем стометровой подводной лодки.

Фото: Пресс-служба «Остров фортов»

Сегодня на территории «Острова фортов» активно идут работы по строительству нового уникального музея. Специалисты одновременно возводят здание, благоустраивают прилегающую территорию и занимаются реставрацией легендарной субмарины. По прогнозам, для посетителей музей откроют летом 2023 года. Гости и жители Северной столицы смогут не только снаружи посмотреть на стометровую подлодку, но и побывать внутри.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах