Примерное время чтения: 8 минут
3277

Советские «Звездные войны». Как в 1924 году покоряли Марс в фильме «Аэлита»

Сюжет Спецпроект «КиноПитер»
Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно.
Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. Кадр из фильма

В феврале 1924 года в «Кино-Газете» вышло странное объявление. «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» - гласил текст. Пока одни читатели пытались разгадать этот ребус, а другие ругали невнимательных журналистов, явно опубликовавших какое-то сообщение с грубыми ошибками, газета выпустила новую интригующую заметку: «С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы…». Лишь через полгода авторы приподняли завесу тайны. 19 сентября газета «Правда» перепечатала непонятный набор букв: «Анта… одЭЛИ… уТА», а 24 числа -  уже раскрыла карты, сообщив, что в кинотеатре «Арс» состоится премьерный показ фантастического фильма «Аэлита». Картине, снятой по роману Алексея Толстого, предстояло стать настоящей классикой мировой кинофантастики.

Новатор Протазанов

25 сентября 1924-го у кинотеатра на Тверской улице толпилось много народу. С 1921 года «Арс» назывался «Первым показательным», затем «Первым кинотеатром Госкино». Там регулярно демонстрировать кинохронику, журналы «Киноправда» и «Госкинокалендарь», поэтому ажиотаж в этот день никого не смутил. Однако событие 25 сентября было неординарное – на большом экране показывали новый фильм Якова Протазанова. 

Шедевры Протазанова — фильмы «Николай Ставрогин», «Пиковая дама» и «Отец Сергий».
Шедевры Протазанова — фильмы «Николай Ставрогин», «Пиковая дама» и «Аэлита». Фото: Кадр из фильма

К тому моменту у режиссера за плечами было уже много киноработ. Одними из первых его картин были биографии Льва Толстого и Ивана Тургенева, затем он экранизировал роман Нагродской «Гнев Диониса», повесть Толстого «Дьявол», снял психологическую драму «Мимо жизни» о поисках настоящей любви и авантюрно-приключенческий фильм из цирковой жизни «Арена мести».

Очень тепло публика приняла его фильм «Драма у телефона», который стал известен тем, что режиссер впервые в кинематографии применил принцип «полиэкрана». Протазанов показал одну и ту же сцену с разных сторон. Так зрители могли наблюдать, как в одной части экрана мужчина говорил по телефону, в другом – его жена звала супруга домой, а в центре – грабители, которые пытались проникнуть на дачу.

Громким успехом пользовался и фильм «Николай Ставрогин», снятый в 1915 году.  Экранизация романа Достоевского «Бесы» стала «одним из крупнейших художественных достижений дореволюционной кинематографии», как писал критик Семен Гинзбург.

Несмотря на череду хороших картин, в 20-х годах Яков Александрович пытался построить карьеру за границей. Он жил и работал во Франции и Германии, но через три года все же вернулся в СССР. Начав сотрудничество с фабрикой «Межрабпом-Русь», которая в те годы занималась тем, что сегодня принято называть авторским кино, он снял ряд авантюрных и комедийных фильмов, в их числе и знаменитую «Аэлиту».

Выходу фильма предшествовала беспрецедентная рекламная кампания в газетах. Фото: Кадр из фильма

Любовь и звезды

В основе ленты был роман Алексея Толстого о путешествии землян на Марс. Согласно задумке автора, во время полета на другую планету исследователи обнаруживают там цивилизацию гуманоидов. В центре  картины - дочь главы Высшего совета Аэлита, которая  влюбляется в земного инженера. Но, помимо любовной линии, в романе ярко выражена и социально-политическая канва, так как появление землян стало катализатором социального взрыва на Марсе. Однако счастливой развязки нет: революция терпит поражение и незваные гости возвращаются на Землю.

Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма.
Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма. Фото: Кадр из фильма

Режиссер Яков Протазанов начал свой рассказ, показав Петроград в декабре 1921 года. В городе, приходящем в себя после Гражданской войны, инженеры Лось и Спиридонов получили таинственный радиосигнал «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…». Пытаясь разгадать его смысл, Лось начал представлять картины марсианской цивилизации.

К слову, создать настоящие марсианские декорации в духе конструктивизма удалось Виктору Симову. Фантастические же костюмы разработали Исаак Рабинович и Александра Экстер при участии Надежды Ламановой.

В ходе работы над картиной Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов, организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии, предлагали режиссеру украсить фильм мультипликационными эпизодами, но Протазанов отказался. Позже созданные ими эскизы были использованы для создания отдельного научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция».

Тем не менее «Аэлита» стала новаторской картиной. В течение месяца она собирала аншлаги в кинотеатре «Арс». Через месяц после московской премьеры, 28 октября, фильм вышел на экраны в Ленинграде, а в ноябре - в Ижевске и Казани.

Фильм, существование которого долго игнорировалось отечественными историками кино, стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом.
Фильм, существование которого долго игнорировалось отечественными историками кино, стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом. Фото: Кадр из фильма

Продержавшись в прокате 10 недель, фильм постепенно стал терять зрителей. Исследователи киноиндустрии предполагают, что это было связано с тем, что длинный фильм разбили на две серии.

В первой части зритель видел детективную часть, разворачивающуюся на Земле, и разочарованный уходил из зала. Билет на вторую «марсианскую» часть он уже не покупал.

Добавили ложку дегтя и критики тех лет. В октябре 1924 года в кинокомиссии ГАХНа состоялся диспут о фильме со вступительным докладом В. К. Туркина. А 3 декабря на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по политическому руководству работой киноорганизаций компании «Межрабпом-Русь» было отказано в ходатайстве о вывозе фильма «Аэлита» за границу для демонстрации.

Так, первый в своем роде фильм о настоящих космических войнах прошел незамеченным для зарубежной киноиндустрии. Годы спустя уважаемый американский писатель-фантаст Фредерик Пол напишет: «Аэлита», при всех её недочётах, является одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. Лишь полвека спустя (с появлением «Соляриса») советское кино смогло предложить нечто столь же впечатляющее».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах