1216

Вместо камня - штукатурка. Как проходит реставрация Мраморного дворца

Яна Хватова / АиФ

В Мраморном дворце полным ходом идет реставрация семи парадных залов: три из них уже открыты, работа над остальными залами будет завершена через год. В советский период многие элементы декора были безвозвратно утрачены. Сейчас реставраторам приходится восстанавливать интерьеры по фотографиям и сохранившимся деталям лепнины. К сожалению, уже в процессе реставрации от многих работ пришлось отказаться, в том числе – заменить искусственный мрамор на обычную штукатурку. «Хотя бы так, - вздыхают сотрудники дворца. – Все же лучше, чем ничего».

Проблема всех музеев города

Когда Мраморный дворец был передан Русскому музею в 1992 году, его залы находились в плачевном состоянии: отделка интерьера эпохи XVIII-XIX веков была почти полностью утрачена, в некоторых залах не было дневного освещения, а на полу лежал потрепанный временем ковролин. После ремонта дворца руководство Русского музея начало здесь масштабную научную реставрацию.

Реставрация залов Мраморного дворца идет уже 24 года. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Научная реставрация – это работа по старым технологиям, поскольку новая не позволяют сохранить прежнюю отделку, - объяснил архитектор Рафаэль Даянов.

По его словам, она позволяет максимально приблизиться к первоначальным материалам отделки. Единственный момент – это является очень затратной технологией.

За 24 года работы отреставрировано 2/3 площади Мраморного дворца, осталось еще 1000 метров. Очередным этапом реставрации с 2012 года стала работа над семью залами дворца. Три из них – Гостиная, Знаменная и Ротонда – уже открыты после завершения работ. Над четырьмя другими еще придется потрудиться.

Реставрация идет полным ходом. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Главной загвоздкой в процессе работы стало урезания финансирования. Это сказалось на отделке дворца.

 «Нам урезали финансирования прямо во время реставрации, - посетовал заместитель директора Русского музея Владимир Баженов. – В итоге нам приходится снимать какие-то работы прямо по ходу: например, вместо искусственного мрамора пришлось положить на стены штукатурку. Зато, хотя бы полы и позолоту восстановим».

Позолота потребовала особой технологии. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Сохранили все возможное»

За три года работы реставраторам пришлось столкнуться с множеством трудностей. Например, стены некоторых залов были перекрашены больше десяти раз.

«Мы сохраним все возможное, что дошло до наших времен с эпохи расположения здесь Музея Ленина, - рассказал Рафаэль Даянов. – Некоторые элементы вообще потребовали отделки самого раннего периода, эпохи Ринальди. В следующих залах нас тоже ждут сюрпризы – потребуется тончайшая работа с материалом».

По-настоящему ювелирная работа потребовалась от паркетчиков: для восстановления пола каждый мелкий элемент паркета нужно было вырезать из дерева. Для реставрации потребовалась девять пород деревьев. Для полного восстановления нужно было больше, но выяснилось, что некоторых из них уже не существует в природе. К примеру, для получения зеленых элементов паркета дерево пришлось просто покрасить.

Для сравнения: слева - отреставрированный паркет, справа - еще нет. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Интерьер по фото

Три зала, открытые после реставрации, поражают красотой своей отделки. В Гостиной восстановили интерьер конца XIX - начала XX века воссоздали лепку, позолоту, набрали художественный паркет, раскрыли заложенный дверной проем в южной стене, а вокруг всех дверей воссоздали золоченые резные наличники.

«В этом зале паркет был утрачен, - объясняет Даянов. – Мы восстанавливали его по фотографиям и по сохранившимся деталям, элементам лепного декора. Весь мрамор в этом зале был сверху покрашен масляной краской, что тоже создало дополнительные сложности. Не только дерева, но и многих других отделочных материалов уже не существует в природе. Подобрать что-то близкое было очень трудно».

Паркет в Гостиной воссоздавали по фотографиям. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Во время работ реставраторы обнаружили на стенах фрагменты живописи, относящиеся к интерьеру эпохи архитектора Воронихина – сейчас они музеефицированы.

В Ротонде также была сделана уникальная находка – здесь сохранились фрагменты портретов в нишах.

В советский период отсюда убрали паркет, а мрамор закрасили. Теперь в этом зале снова восстановлена брюлловская планировка: на полу появился наборный паркет, а на стенах – искусственный мрамор. Реставраторы восстановили лепку на сводах колонн, капители расписали под бронзу, а в нишах установили воссозданные камины.

Теперь в Ротонде снова брюлловская планировка. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В Знаменной, изначально предназначенной для размещения в ней штандартов военных частей, расчистили и отреставрировали искусственный мрамор и лепной декоративный свод и воссоздали паркет и двери наборной работы.

В Знаменной воссоздали интерьер XIX века. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Другие залы, среди которых Столовая, Царская комната и Орловский зал, планируют открыть через год – правда, если средства на реставрацию не будут урезаны еще больше.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах