Примерное время чтения: 7 минут
565

Стенька Разин и княжна. 115 лет назад появилось первое отечественное кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты - Петербург 15/11/2023
Реконструкция первого отечественного игрового фильма
Реконструкция первого отечественного игрового фильма "Стенька Разин". / Александр Поздняков / Киностудия «Ленфильм»

1908 год можно назвать годом рождения отечественного кинематографа. Всё началось в Санкт-Петербурге, недалеко от того места, где сегодня находится студия «Ленфильм». О том, кто и как снял первое игровое кино, о первой попытке озвучить немой фильм и о судьбе киноплёнки spb.aif.ru рассказал драматург, киновед и режиссёр Александр Поздняков.

Пионеры российского кино

У французских кинематографистов братьев Люмьер до знаменитого «Прибытия поезда на станцию Ла-Сьота» были и другие короткие фильмы, но в историю вошёл знаменитый локомотив, прибывающий на станцию на юге Франции. В память зрителей навсегда врезались дымящая труба паровоза, суетливые люди на платформе и надвигающийся на зрителя состав поезда. Всё это олицетворяло новое искусство двадцатого века — синематограф.

Так же было и в отечественном кино. В Российской империи был снят фильм «Сцены из боярской жизни, или Борис Годунов», но эта картина не была закончена. А «Стенька Разин» (или"Понизовая вольница") вышел на экраны. Прошло больше века, и все киноведы теперь сходятся во мнении, что это первое отечественное игровое кино.

Сотрудники «Ленфильма» восстановили съёмки первого игрового кино около озера Разлив.
Режиссер «Ленфильма» А. Н. Поздняков в 2018 году реконструировал съёмки первой игровой киноленты "Стенька Разин" на берегу озера Разлив. Фото из архива Александра Позднякова

Первый продюсер и хоровая озвучка

Никита Серебряков, SPB.AIF.RU: Александр Николаевич, вы занимались реконструкцией съёмок первого отечественного игрового фильма. Эти кадры можно увидеть в документальном кино Ленфильма «Голоса в старых стенах». Расскажите, где проходили съёмки «Стеньки Разина» в начале прошлого века?

Александр Поздняков: Фильм «Понизовая вольница» был снят под Санкт-Петербургом на берегу озера Разлив и в его окрестностях. Перед режиссёром стояла задача изобразить понизовье Волги, где происходили события, воспетые в знаменитом романсе.

По сюжету в порыве ревности Стенька швыряет неверную с палубы галеры. Если приглядеться, то станет заметно, что актёр бросает муляж - манекен в облачении княжны, - но зрителям начала прошлого века это было неважно: их эмоционально захватывала мелодрама с трагическим концом, игра актеров.

В съемках первого отечественного фильма принимали участие 150 человек массовки, главным образом состоявшей из актеров труппы Петербургского народного дома. Там же служил и режиссёр первого кино Владимир Ромашков (он также был актером труппы). А Александр Дранков стал, говоря современным языком, первым российским кинопродюсером - так сегодня называется профессия организатора производства. Дранков нашёл средства на съёмки фильма, заказал костюмы, со всеми договорился.

— Кем он был — первый «продюсер» Александр Дранков?

— Над Дранковым часто подшучивали, называли его бароном Мюнхгаузеном за склонность приукрасить свой образ невероятными байками. Но если обратиться к его биографии, то станет ясно, что он и правда был незаурядным человеком: поставщик двора его Величества, Александр Осипович был известным фотографом, снимки которого печатали в «Ниве» и других престижных изданиях, включая зарубежные. Дранков снимал многие события в Петербурге: пожары, стройки, выставки. Энергии ему было не занимать.

— Сегодня игра актёров кажется немного наивной. А как в то время кино восприняли зрители?

— Всё было снято в духе эпохи. Такие лубочные истории часто показывали на площадях, в комических театрах, балаганах. Поэтому фильм несколько напоминает постановку провинциального театра. К тому же возможности кинематографа в то время были ограничены технически: оператор снимал с одной точки, не было еще ни монтажа, ни перехода с одного плана на другой. Но такой архаичный кинематограф всё равно волновал людей, ведь актёры на экране влюблялись, расставались, страдали — всё как в жизни, и им хотелось сочувствовать.

— Как состоялась премьера фильма?

— Один из первых кинотеатров, где и состоялась премьера «Стеньки Разина» находился там, где сейчас напротив стоит памятник «Стерегущему» на петроградской стороне. Оригинальная плёнка хранится в архивах Госфильмофонда. Оцифрованный фильм доступен для всех, кто интересуется историей кино.

Премьера «Стеньки Разина» состоялась в 1908 году в электротеатре «Колизей»  (не путать с «Колизеем» на Невском). Картину демонстрировали в сопровождении театрального хора, а тапёр-концертмейстер исполнял на пианино специально написанную для кинокартины музыку Ипполитова-Иванова. Да, сам фильм был немым, и лишь титры в перебивках между кадрами рассказывали историю Стеньки Разина или передавали прямую речь героев. Но во время первого и последующих киносеансов звучала живая музыка, которая, как и в современном кино, передавала страсти, напряжение или лирическое настроение.

— Почему у фильма двойное название?

— Изначально картина называлась «Понизовая вольница». Смысл можно трактовать двояко. Понизовье — это Волга в нижнем течении. С одной стороны, название отсылает к бунтарству, анархии и лихим разбойникам в понизовье Волги, а с другой стороны — к низшему социальному классу, коем эти разбойники и являлись.

Любой прокатчик мог назвать фильм, как ему хочется — никакого понятия авторского права тогда не существовало. Название «Понизовая вольница» не очень цепляло, к тому же прокатчики хотели подчеркнуть любовную линию. Вот и придумали второе название «Стенька Разин». А некоторые делали хитро: показывали фильм под оригинальным названием, а через какое-то время снова запускали прокат под названием «Стенька Разин и княжна». И люди велись на такой «кликбейт» и шли в кино, думая, что им покажут какое-то продолжение известной истории.

— Можно сказать, что фильм послужил стартом для будущих мастеров кинематографа?

— Немногие относились к кинематографу серьёзно, не желали признавать его, как новый вид искусства. Максим Горький один из немногих предвидел, что из этого аттракциона может родиться настоящее искусство, радовался первым российским фильмам. А к 1917 году наш кинематограф был уже достаточно развит. К тому времени сняли и «Войну и мир», и «Битву за Севастополь», и другие фильмы, но блокбастерами их назвать трудно... А в 1930-е годы кино обрело звук, появилось разнообразие, но это уже другая история...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах