В Петербурге отмечают юбилей Русского музея - в 2020-м знаменитой сокровищнице национального искусства исполняется 125 лет. В залах хранятся свыше 410 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного творчества, а также архивные материалы. Среди них есть немало выдающихся полотен, имеющих мировую славу.
«Бурлаки на Волге»
Замысел «бурлаков» возник у Ильи Репина во время этюдов на Неве. Впервые увиденные там невольники произвели на молодого художника сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостными дачниками и природой. Это совпало и с внутренним протестом живописца, которому из-за несогласия с руководством грозило отчисление из Академии художеств. Однако конфликт был улажен, и в 1870-м Репин с группой единомышленников отправился в путешествие по Волге. Итогом стала картина, окончательно завершенная в 1873 году.
Полотно в числе лучших отправили на Всемирную выставку в Вену, где мнения зрителей разделились. Одни осуждали такую злободневность, другие приветствовали «торжество правды в искусстве». Кстати, все бурлаки – реальные люди, каждого Репин знал, беседовал часами.
«Мастерство такое, что и мастерства не видно», – сказал о картине Лев Толстой. Сегодня это великое произведение является национальным достоянием России.
«Переход Суворова через Альпы»
Эту работу Василий Суриков пишет к 100-летию итальянского похода Александра Суворова. Чтобы максимально точно изобразить пейзаж и особенности рельефа Альп, художник лично ездил в Швейцарию.
Он сам скатывался вниз по льду и снегу, определяя скорость на разных стадиях спуска. В результате движение катящихся, как лавина, солдат, выписано необыкновенно достоверно. Детально прорисовано и каждое лицо. Все персонажи имеют свою индивидуальность: одни смеются, другие серьезны и сосредоточенны, в глазах третьих застыл откровенный страх. Необычно показан и Суворов. Несмотря на запредельную энергетику происходящего, лицо его спокойно.
Любопытно, что прототипом великого полководца стал учитель пения Красноярской мужской гимназии Георгий Смирнов. Император Николай II был настолько восхищен получившейся картиной, что сразу выкупил ее для Русского музея.
«Лунная ночь на Днепре»
Полотно по праву считается самым прославленным произведением Архипа Куинджи. Зеленоватая лента реки, в которой отражается лунный свет, пересекает равнину. Горизонт сливается с темным небом, покрытым рядами легких облаков. Видны очертания украинской деревушки и мельницы, часть стен, освещенных луной. Говорят, что таких спецэффектов художник добился при помощи особого состава красок, хорошо передающих блеск.
Ажиотаж вызвало и представление картины осенью 1880-го года. В темном зале она была… одна, и сноп света падал лишь на мерцающую реку.
«Лунную ночь» еще в мастерской увидел и сразу же выкупил великий князь Константин, внук Николая I. Более того, она ему так нравилась, что князь взял картину с собой в длительное морское путешествие. Увы, от соленого влажного воздуха и яркого солнца краски, в которые входил битум, потемнели. Тем не менее, фантастический эффект освещения остался. Сегодня «Лунная ночь» является одним из украшений Русского музея.
«Купчиха за чаем»
Моделью для знаменитой картины послужила реальная женщина. Правда, не купчиха, а баронесса Галина Адеркас, наследница знатного рода из Астрахани, родины живописца. Она обладала пышными формами и была в художественном вкусе Кустодиева, не раз заявлявшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
В образе сочетаются ирония, гротеск и восхищение, прошлое и настоящее. Не случайно появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Причем эту работу мастер написал уже в 1918-м, после революции, уничтожившей мир старой России. Типаж получился настолько ярким, что в наше время фрагменты картины не раз изображались на марках, монетах, а образ героини воплощался в фильмах. Мы же можем любоваться картиной в залах Русского музея.
«Последний день Помпеи»
Карл Брюллов впервые увидел Везувий в 1827-м г. Затем почти четыре года он готовился к написанию картины. Когда все завершилось, художник был на грани нервного срыва, из мастерской его вынесли на руках, но усилия оправдались.
Картина в 30 квадратных метров произвела эффект разорвавшейся бомбы. Люди дни и ночи шли толпами, чтобы увидеть необычный сюжет. Вальтер Скотт просидел около нее несколько часов, пораженный до глубины души.
Брюллова сравнивали с Тицианом, за ним прочно закрепилось прозвище «Карл Великий», хотя живописцу тогда было всего 34 года.
«Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!», – выразил всеобщее ликование Евгений Баратынский. В 1834 году картину доставили в Петербург. Известный меценат Давыдов подарил ее Николаю I, который выставил полотно в Академии художеств. В 1895-м, после открытия Русского музея, шедевр разместили в его залах для доступа широкой публики. Тысячи людей восхищаются им и сегодня.