- В цыганском языке нет слова «свобода», а есть слово «воля», - говорит заслуженный артист России Владимир Устиновский, руководитель ансамбля «Цыганский двор».
Национальность - скрипач
Елена Петрова, АиФ-Петербург: - Ваш ансамбль поёт не только цыганские, но и русские песни, романсы. А всё-таки подлинный цыганский фольклор собираете?
Владимир Устиновский: - Никто его всерьёз не собирает, песни передаются из уст в уста. Мы хотели найти песню «Кай тэ джяв», так один куплет нам спела древняя бабушка из Тосно, а дальше забыла. Как-то были на гастролях в Иркутске, и после концерта подошла цыганская семья. Я спросил наудачу: «Кай тэ джяв» поёте?» - «Конечно». Так собрали песню.
…Послушаешь народную мелодию - я не только о цыганской говорю - рука может потянуться к бокалу, но в кулак для удара не сожмётся. А в цыганской музыке, в гармонических, мелодических решениях - прослушивается весь мир.
- Поэтому её везде любят?
- Да, мы гастролировали по всему миру. В Японии энтузиасты даже организовали хоровое общество любителей цыганской музыки. А в Америке вывели сорт чёрных роз «Цыганский двор». Но вот уже 25 лет ждём, когда на нас обратят внимание наши чиновники, вспоминающие о коллективе только перед особо важными мероприятиями.
- Часто встречаете цыган за границей?
- Цыгане есть везде. Ко мне в Барселоне пришли две японки, попросили диски: «Мы тоже цыгане». - «Вижу, что цыгане, если хотите получить на халяву». - «А мы можем доказать», и запели… нашим звукоизвлечением!
- В чём его особенности?
- Это горловой вокал с добавлением придыханий, как говорится - со слезой, особенно в мужском пении. У женщин характерна вибрация звука, что создаёт непоторимый колорит, поэтому русские романсы, спетые цыганами, звучат как цыганские.
- Ну, вы-то сами - скрипач-виртуоз, закончили Консерваторию. А почему выбрали именно скрипку?
- Я родился на юге России, года в четыре научился играть на гармошке и даже стал лауреатом конкурса в Краснодаре. Потом меня с семьёй вызвали в Москву, в Министерство культуры. Показали фото оркестра, спросили - на каком инструменте хотел бы играть?
А я ведь не знал, как они звучат, но ткнул пальцем в скрипку. Определили меня в интернат школы при Ленинградской консерватории. Жил в общежитии с ребятами разных возрастов. Сдружился с Валерием Гаврилиным, будущим известным композитором, хотя он был старше на девять лет. В нашей комнате и Юрий Темирканов жил. После консерватории я 20 лет отработал в оркестре Ленинградского телевидения и радио. А как-то пригласили в Смольный: «Вы кто по национальности?» - «По национальности я - скрипач». Оказалось, нужно возглавить ансамбль «Разноцветные кибитки».
Душа нараспашку
- Молодёжь в ансамбль приходит?
- Один очень талантливый парень работал с год, больше не смог. На концерты он приезжал из Боровичей, это 400 км. Дома у него бизнес, семья, а музыкой много не заработаешь.
- Обращались ли вы к спонсорам, «цыганским баронам»?
- В цыганском языке нет слова «свобода», есть слово «воля». Вот предлагают выступить, но если мне не нравятся люди - не будем.
- Как ещё проявляется цыганский характер?
- На первый взгляд - цыгане скрытные, но если поверили кому-то: душа нараспашку, всё моё - твоё.
- Правда, что у цыган есть гимн и даже - царь?
- Гимн - это старинная песня «Джэлем ромалэ». А балканский цыганский царь - Борис, живёт в Болгарии. Как-то он собрал фестиваль исполнителей со всей Европы. Но с традиционными инструментами - гитарами - были только мы, остальные - сплошные свадебно-похоронные духовые оркестры. Мы и закрывал фестиваль песней «Джэлем ромалэ» - тут уж пели все!