- Популярность в нашей стране часто не является критерием качества и профессионализма. Более того, во многих случаях происходит наоборот, - уверена Лариса Луста, певица, лауреат всероссийских конкурсов. В эти дни она отмечает 15-летие творческой деятельности.
Бриллианты и стекляшки
АиФ-Петербург, Елена Данилевич: - Вы член жюри поэтической премии «Послушайте!» им. Велимира Хлебникова. Значит те, кто считает, что в наше прагматическое время не до стихов, неправы?
Лариса Луста: - После взлёта в 60-х хорошая поэзия почти исчезла, но сейчас, похоже, наступает возрождение. Особенно радует, что немало талантливой молодёжи. Её рифмы по-современному энергичны, светлы, так что, работая в жюри, получаю настоящее удовольствие. В целом стихов сегодня пишут больше, чем музыки. Правда, именитые композиторы периодически присылают свои творения, но выставляют на них во-о-от такой ценник. Хотя песенки, честно говоря, часто никакие. Поэтому когда вдруг из Мордовии приходит замечательная лирическая мелодия начинающих авторов - почему не взять?
- Ну а как же звёздные имена, собирающие стадионы?
- Парадокс в том, что популярность в нашей стране не является критерием качества и профессионализма. Более того, часто происходит наоборот. 10 лет я отработала с потрясающим концертмейстером, пианистом-виртуозом Михаилом Аптекманом. Его знал весь музыкальный мир. И спасибо режиссёру Александру Белинскому, который «выбил» для него звание заслуженного артиста. Потому что сам он никогда бы не стал за себя хлопотать, бегать по кабинетам. А сегодня многие среднего уровня исполнители раскручены так, что звучат едва не из утюга. Лучше бы помолчали.
- Получается, фраза «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» сегодня особенно актуальна?
- Бездарности сейчас, как никогда, наглые и пробивные. А люди одарённые за рамками своей профессии часто беспомощны. Во всём сомневаются, боятся, стесняются. И если рядом нет по-настоящему заинтересованного продюсера, режиссёра, которые реально поддержат, могут так и остаться в тени. Зритель сегодня тоже в плену у попсы. И люди с деньгами нередко далеки от культуры, а в плане музыки порой просто безграмотны. Не всегда могут отличить бриллиант от стекляшки. В итоге посредственность блестит и сияет, а бриллиант - неизвестно, дождётся ли оправы.
Горькая веселушка
- Похоже, власть специально понижает уровень культуры…
- Уверена, что это сознательная политика. Чего стоит телевидение, зомбирующее население. Я, например, телевизор не смотрю. Не хочу видеть клоны артистов, кочующих из канала на канал по разным шоу. С экрана просто вбивается иллюзия лёгкого успеха. Не надо долго учиться, работать над собой, добиваться результатов. Задача - схватить удачу за хвост, оказаться в нужное время в нужном месте.
Девушкам внушается, что красота - хороший капитал, которым надо выгодно распорядиться. Что победа достигается любым способом. Повторю - это сознательный выбор: хлеба и зрелищ. Дал кусочек, показал незатейливую веселушку - человек будет молчать. А с людьми интеллектуальными труднее. Они начнут рассуждать, требовать, сопротивляться. Задавать вопросы. И на них надо отвечать…
- Периодически вспыхивают скандалы, связанные с исполнением «звёздами» песен под фанеру. Почему артисты не стыдятся суррогата?
- В том, что такое явление стало массовым, во многом виновата всё-таки публика. Если бы зрители не ходили на концерты, где не поют вживую, требовали возврата денег за билеты, были настойчивыми, недобросовестные артисты знали - халява не прокатит. А так - полный зал сидит, радуется, платит тысячи, чтобы посмотреть на пляшущую картинку, раскрывающую рот. В этой ситуации всегда найдётся тот, кто этим воспользуется.