Президент Путин увидел корни трагедии в московской школе в том, что в России не уделяется должного внимания вопросам воспитания хорошего художественного вкуса у детей. Многие считают, что прививать доброе и вечное надо с помощью мультфильмов.
В головах - каша
Ксения Якубовская, «АиФ-Петербург»: - Президент сказал, что надо воспитывать новое поколение зрителей, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. Если бы у нас это делалось должным образом, то, может быть, и трагедии, подобной московской, не было бы.
Константин Бронзит: - Думаю, здесь Путин прав - проблема давно назрела. В эпоху свободного доступа к информации в школах её продолжают механически запихивать в детей, как будто больше неоткуда взять. Пора понять, что процесс обогащения информацией бесконечен. Можно увеличить срок обучения в школе, например, до 15 лет, и пытаться вместить в детей все знания по всем наукам. Но ведь это безнадёжно! Зачем вдалбливать химию, физику, алгебру в таком колоссальном объёме, если, давайте будем честными, из области точных наук большинство людей в реальной жизни изредка пользуется единственным знанием - таблицей умножения?
Если кто-то хочет посвятить свою жизнь точным наукам, то пусть изучает их факультативно. Знания школьника должны быть обширными и разносторонними, но смысл не в механической зубрёжке по требованию, а в умении добывать знания и пользоваться ими по необходимости. Нужно научить маленького человека самостоятельно мыслить. Дать ему основы психологии, философии, научить взаимоотношениям со сверстниками, и конечно, пониманию искусства.
Наш известный лингвист Татьяна Черниговская считает, что если у человека нет гуманитарной подготовки, значит, он неправильно оценивает мир, делает неверные акценты и ставит перед собой ложные задачи. Говоря проще, он недоразвит и не понимает, что делает. И я с этим согласен. Сегодня выпускники школ не умеют осмысленно читать книги и смотреть фильмы, поэтому не понимают природу собственных чувств и эмоций и часто не могут их контролировать.
В результате выпускник выходит из школы или пустой, или с кашей в голове. Свидетелем этого я неоднократно был во время приёма вступительных экзаменов в вузах, в которых, кстати, дело обстоит ненамного лучше. Результат - невежество, решающее свои проблемы с помощью силы, а не интеллекта.
Том, Джерри и Ёжик в тумане
- Вы - известный аниматор. Как относитесь к мнению, что современные мультгерои слишком жестокие, поэтому дети воспринимают агрессию как норму?
- Конечно, мультфильмы виноваты, кто же ещё! Хотя Босх и Достоевский тоже. Увы, это одно из следствий нашего общего невежества - известное заблуждение, что искусство, и особенно мультипликация, существует для воспитания детей. Не надо перекладывать эту функцию на мультфильмы, кино и даже на литературу. Только родители, хотят они этого или нет, воспитывают своих детей, и уже потом - учителя и, конечно, среда, социум, в которых оказывается ребёнок.
Когда взрослые возмущаются: «Что вы там наснимали?! Каких героев вы показываете нашим детям?!», это говорит только об одном - сами они воспитанием своих чад не занимаются, а возложили всю ответственность на режиссёров, художников и телевизор. Они забывают, что детям нужно прививать понимание искусства. А оно разное: есть Микеланджело, а есть «Чёрный квадрат», «Том и Джерри» и - «Ёжик в тумане».
Воспитать ребёнка, посадив его у телевизора и включив ему мультик, в котором была бы установка только на добро, - не получится. В Советском Союзе выпускались «добрые» мультфильмы, но подъезды почему-то пахли (и до сих пор пахнут), извините, мочой. Да и ГУЛАГ был у нас же. А в США, например, дети смотрели «Тома и Джерри», где кот и мышь регулярно почти убивают друг друга, но там в парадных не воняет. Так, может, для того, чтобы дети росли воспитанными и в стране жизнь стала лучше, нужны не «добрые» и беззубые мультфильмы, а что-то другое?
Тотальный кризис
- Второго марта состоится вручение премии Оскар. Вы уже проголосовали за лучший мультфильм?
- Финальное голосование началось 14 февраля. Я пока думаю, но очевидно, что ярких лидеров нет. Это касается всех категорий. Сейчас в мировом кино и мультипликации - тотальный кризис. Это уже тенденция. Дело не в том, что перевелись талантливые режиссёры или сценаристы. Просто кино, как мне кажется, за свою вековую историю уже исчерпало все художественные возможности и развивается только по пути усложнения технологий производства.
Набор выразительных средств режиссёра очень ограничен и уже давно неизменен, а сценаристы - рабы классической драматургической схемы: завязка, кульминация, развязка. Очевидно, что мы смотрим одно и то же кино. Ремейки стали нормой. Возможно, через 10 лет зритель будет полностью «присутствовать» в фильме, но истории будут всё те же - человек-паук, супермен и т. п.
Ситуация ещё сложнее - «умирает» не только кино, но искусство в целом. В 2007 году в Вашингтоне провели эксперимент: на станции метро в час пик под видом обыкновенного человека на скрипке играл Джошуа Белл, один из лучших музыкантов мира. Он исполнил 6 пьес Баха. Мимо прошли около 1000 человек, не обращая на него никакого внимания. За 45 минут игры он «заработал» примерно 30 долларов, хотя за два дня до этого собрал аншлаг в Бостоне, где средняя цена на билет составляла 100$.
Это блестящая иллюстрация взаимоотношений человека и искусства сегодня: люди не понимают и не узнают его без соответствующего антуража и ритуала. Отсюда две крайности: «Чёрный квадрат» - детская мазня, но с подписью Малевича - это высокое искусство. Жан Бодрийяр назвал подобное символическим потреблением, то есть ситуацией, когда продаётся и покупается не само произведение, а бренд, имя. Сегодня рыночная стоимость подменяет художественную ценность. Пора нам всем вновь сесть за школьные парты, чтобы понять это самим и объяснить нашим детям.