Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Дэниел Крейг, Ольга Куриленко, Джуди Денч, Матье Амальрик, Джанкарло Джаннини
Нет, это не случайность, не трудности перевода и не забывчивость сценаристов. Это сознательное продолжение тотального ребрендинга образа Бонда, начатое после замены Пирса Броснана на Крейга, случившееся еще перед съемками 21-го фильма «бондианы» - «Казино Рояль». Уже тогда было официально сказано о желании «обновить образ Бонда» и «привлечь нового зрителя». Понятно, что речь идет о молодежной аудитории, которой, по мнению маркетологов, подавай не утонченный шпионский триллер, а жесткий, динамичный, плотный и более реалистичный боевик. Крейг в этой системе координат, конечно, более уместен: в сравнении с Шоном Коннери и Броснаном он такой же утонченный британский джентльмен, как Джордж Буш – преподаватель литературы. Зато жесткости, резкости и любви к членовредительству в нем хоть отбавляй.
Но если «Казино Рояль» с некоторыми натяжками еще можно было признать классической «бондианой», то «Квант милосердия» стал самым смелым экспериментом за всю историю серии. Бонд здесь предстает этаким простоватым мясником, калечащим и роняющим с крыши потенциальных свидетелей – при чем с помощью одних только рук, без какого-либо мошенничества в виде волшебных шпионских «гаджетов». Он немногословен, но не от глубины внутреннего мира, которую хочет спрятать от остальных, а от того, что просто нечего сказать. Здесь очень мало игры ума, изящных шуток и колкостей, практически нет метких наблюдений. Зато он бросает трупы друзей в мусорный бак, цинично заявляя, что им уже все равно. Этот Бонд по инерции еще ходит в костюмах с бабочкой на светские рауты, но явно тяготится этим. Его девушки не щеголяют в шикарных нарядах – они либо в копоти и пыли, либо в нефти. Но настоящим символом отказа от «старого» Бонда стала принципиальная неразборчивость героя в спиртном. Классический любимый напиток агента 007, который красной нитью проходит через все книги Яна Флеминга – знаменитая водка с мартини, которую нужно "взболтать, но не смешивать" – здесь предана ритуальному поруганию. Когда героя Крейга спрашивают, что он пьет, ( а по виду это как раз водка с мартини) тот переадресует вопрос бармену и тот торжество перечисляет: джин-тоник с водкой (!!!) плюс ликер.
Для истинных фанатов и любителей «бондианы» все это, конечно, катастрофа. Раньше они писали на форумах петиции с требованием заменить слишком простецкого Крейга, а сейчас просто грустно констатируют – «настоящий Джеймс Бонд умер».
На самом деле у нового образа агента 007 есть потенциал. Более молчаливый, мрачный, жесткий и приземленный что ли – в этом есть свое обаяние, своя харизма, и они проскальзывают в новом фильме. Но тогда надо было рисовать этот образ четче, более сочными и точными мазками, смелее подстраивая под него и сценарий, и стилистику. Возможно, уводя картину в сторону нуара и личной трагедии. Как это сделали, например, авторы нового Бэтмена в Dark Knight. Работа в этом направлении велась: новый Бонд сомневается, метко бьет коллег, выходит из-под контроля и жаждет личной мести. Но все это выглядит малоубедительным потому, что сказав «А», авторы забыли про «Б». Сменив образ, они оставили нетронутой прежнею ориентацию на все то, что сам Флеминг называл «сказкой для взрослых». Здесь слишком наивный, примитивный сценарий про нефть, непременные тайные организации и осточертевшие марионеточные режимы Латинской Америки, милые глупости типа полуголодой модели, которая встречает героев в аэропорту Боливии и на полном серьезе заявляет, что она агент М6 и сейчас повезет их обратно в Лондон. Плюс куча условностей и нестыковок в сюжете и в действиях героев (как, например, Бонд, которому М6 якобы перекрывал весь кислород, спокойно добирается из Австрии в Италию?). Слишком прост и карикатурен образ боевой подруги агента, сыгранный Ольгой Куриленко: она сама совершенно не тянет на спецагента в юбке, а все эти истории про детские травмы и жажду дочери отомстить за папу после Тарантино с его «Убить Билла» трудно воспринимать всерьез.
Более «реалистичный» Бонд по-прежнему выполняет совершенно нереалистичные трюки и подозрительно неуязвим. При этом трюки тоже не убеждают. Да, есть пара захватывающих моментов, но не более того: вместо изящества и оригинальности в большинстве своем все сводится к хаотичному нагромождению спецэффектов и высокоскоростной смене кадров, где трудно что-то понять и, соответственно, трудно наслаждаться увиденным. Если у Бесона в «Такси» сцены погони были усладой для глаз, то тут – скорее мучением. Наконец, здесь мало интересных визуальных решений. Глазу банально не за что зацепиться кроме обгоревшей спинки украинской модели. А сцена в оперном театре после всевозможных «Хитманов» кажется слишком избитой и вторичной.
Одним словом, «Квант милосердия» - самый революционный, но и самый непоследовательный фильм «бондианы». Авторы, кажется, так и не решили, чего они сами хотят и в итоге остановились на полпути в то время, когда нужно было либо идти до конца, либо вовсе не двигаться с места. Получилось классическое «ни вашим, ни нашим», но в данном случае этот нейтралитет никому не пошел во благо.
ТРЭЙЛЕР ФИЛЬМА