Недавно состоялась презентация книги Тихомирова «Чапаев-Чапаев». В разгаре - работа над одноимённым фильмом.
Комфорт вреден
- "АиФ-Петербург": Виктор, чем вас привлёк Чапаев? Ведь сейчас не только сам «легендарный комдив», но даже анекдоты о нем всё больше забываются.
- Виктор ТИХОМИРОВ: Чапаев остаётся яркой фигурой! В реальной жизни, может, он был и не таким, а вот сделали фильм братья Васильевы, и возник миф…
- "АиФ-Петербург": У вас же не реальная, а фантастическая история? В картине Чапаев не погибает, а остаётся живым.
- В. Т.: Исторические факты в чистом виде повергают человека в уныние, а мифы, наоборот, его окрыляют. Поэтому я склонен к мифотворчеству. Мой Чапаев отправляется в Китай, так как ещё в начале НЭПа смекает, что перспективы где-то там. И в книге, и в картине - открытый финал, что мне очень нравится. Потому что в этом есть бессмертие. И вообще жалко же Чапаева! Героических личностей особенно жалко: очень уж они рискуют, подставляются.
- "АиФ-Петербург": В наше время есть место подвигу?
- В. Т.: Когда ты рискуешь для конкретного дела всем остатком своей жизни, вот тут - подвиг. А если такого риска нет, то и особого героизма тоже.
Наше время отличается от предыдущих только уровнем комфорта, который подрывает способности человека. Комфорт убаюкивает, расслабляет, люди и воюют с помощью техники, редко кулаками машут. Весь «героизм» вытесняется в криминальную область. Бандит объективно становится самой востребованной личностью, потому что он оттягивает кризис перепроизводства: он людей обездоливает, им снова надо потреблять. И экономическая машина продолжает крутиться.
Вот в фильмах и исследуется криминальная психология, все сериалы посвящены бандитам, их язык проникает в жизнь. Честные же труженики становятся невостребованными, потому что им нужны рабочие места, их честная продукция забивает склады, кризис перепроизводства только усугубляется. От них вред один.
- "АиФ-Петербург": Как бы повёл себя Чапаев, окажись он в нашем времени?
- В. Т.: И героев время укатывает. Если бы Чапаев оказался здесь, то поначалу, конечно, топорщился бы и выражал неудовольствие. Но недолго. Потому что человек приспосабливается к жизни, становится как и все, вписывается в социум на своём уровне.
«Петька» забеременел
- "АиФ-Петербург": Трудно было заполучить Охлобыстина на роль Чапаева?
- В. Т.: Не без труда до него добрался. Иван сразу спросил: «А саблю мне дадут?» Работается с ним хорошо, потому что он человек лёгкий, несмотря на обременённость семьей, детьми. Рассуждает на философском уровне. Таких людей я люблю.
- "АиФ-Петербург": Почему у вас Петька - переодетая женщина?
- В. Т.: Это героически настроенная девушка, как героиня «Гусарской баллады». Я хотел снимать в роли Петьки певицу Бьорк, она меня очень интересует, кажется инопланетным существом. Но не смог найти на Бьорк никаких выходов. Петьку играет актриса Оксана Борисова. Картину мы снимаем долго, за это время «Петька» успел забеременеть. Я, конечно, поздравил, но теперь надо ждать, когда же можно будет снимать не только крупные планы.
- "АиФ-Петербург": Много ещё работы?
- В. Т.: Ещё повозимся. Работа затягивается, потому что снимаем практически без денег. Все актёры работают бесплатно. Мы договорились, что если картина принесёт доход, тогда честно поделим.
- "АиФ-Петербург": Фильм рассчитан на широкого зрителя?
- В. Т.: На широчайшего. Ведь общественное мнение как складывается? Менее глупые ориентируются на лидера в своей группе, те - на какие-то ещё более высокие умы, и так в пирамиде всё тянется вверх. Но сейчас, к сожалению, вся визуальная продукция оболванивает, публика деградирует, становится невзыскательной. Рядовые советские фильмы, к которым мы скептически относились, теперь кажутся шедеврами. Вот недавно пересмотрел «Когда деревья были большими», оказывается, такой великолепный фильм! Так всё по-человечески, про людей. Это - важно, вечно, никуда не девается.
- "АиФ-Петербург": Вы сами представляете себя героем мифа?
- В. Т.: На каждом шагу. Без этого ничего не напишешь и не снимешь. Представляю себя всеми героями, поочерёдно.