Примерное время чтения: 6 минут
929

«Загадочная история Бенджамина Баттона»: Пафос и пустота!

Режиссер: Дэвид Финчер

В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон, Джулия Армонд

Кому смотреть: Любителям пафосных и пустых мелодрам родом из Голливуда

Наш рейтинг: 6.5

В основе «Загадочной истории Бенджамина Баттона» лежит одноименный рассказ Ф. Скотта Фицджеральда, который повествует о судьбе одного очень странного человека: он родился 80-летним стариком, а умер младенцем. Баттон жил в обратном направлении, при этом в зависимости от возраста менялись его жизненные ценности и интересы. В 80-70 лет он предпочитал тихую спокойную жизнь в кресле за чтением какой-нибудь скучной энциклопедии, в 60-50 он вдруг обнаружил вкус к жизни деятельной, возглавил семейный бизнес Баттонов и вывел его в лидеры, потом он открыл для себя молоденьких женщин, влюбился в одну из них, женился и ушел на войну, где дослужился до генерала. Он постепенно молодел, а жена старела, и это ее раздражало. В итоге они развелись, и Баттон стал искать общества других женщин. В районе 25 он потерял интерес к войне и захотел учиться, без труда поступил в институт, где, естественно, был на голову лучше всех. Но через какое-то время из крепкого сильного игрока студенческой команды он стал хилым прыщавым подростком, который любил рассматривать картинки с голыми женщинами. Кончилось все предсказуемо: он все больше молодел, становился наивным и рассеянным ребенком, его собственный сын, принявший семейный бизнес и ставший влиятельным человеком, раздражался, глядя на отца, требовал от него «прекратить этот маскарад», но тот уже не понимал его. Бенджамина сначала отдали в школу, потом в детсад, на уровне 6 лет он самозабвенно играл в песочнице с собственным внуком, а умер агукающим младенцем в колыбельной.

Мы все это так подробно рассказываем вот почему: из Фицджеральда Финчер и компания взяли только ФИО основных героев и общую фабулу. Там была изящная сатира на общество, меткие ироничные наблюдения, а фильм превратили в банальное, пафосное и по большей части пустое голливудское кино. Основной несущей конструкцией картины тоже стала история жизни Бенджамина Баттона, но акценты здесь смещены совершенно в другую сторону. Никакого юмора, сатиры или иронии: с совершенно серьезным лицом режиссер показывает жизненный путь старика-младенца, стараясь сделать из этого претенциозное эпическое полотно. Но эпичность эта и претензии шиты белыми нитками: слишком навязчиво режиссер растягивает фильм встречами с многочисленными и слишком типичными персонажами (раскаявшийся отец, милая старушка, играющая на рояле, пьющий боцман и т.д.), длинными красивыми планами и назойливыми рассуждениями главного героя (история подается чтением его дневника). Рассуждения эти, как и весь фильм, столь же претенциозны, сколь и пусты: жизнь, дескать, это не поле перейти, в конце жизни все мы должны простить друг друга, каждый в этой жизни сам принимает решения и т.д. и т.п.

Главный промах картины состоит в том, что здесь не показаны перемены в настроениях и жизненных интересах Баттона, которые происходят по мере того, как он молодеет. Характер, сыгранный Бредом Питтом, практически не меняется с годами, он просто плывет по течению и не пытается как-то изменить свою жизнь, не мечется от обилия возможностей. Какие-то перемены, конечно, есть, но авторы показали их слабыми мазками, где-то на заднем фоне. И в итоге образ получился каким-то плоским, банальным, без перчинки. Равно как и история любви между Баттоном и балериной Диззи. За банальными сценами любовных переживаний авторы совершенно забыли четко, ярко показать весь ужас ситуации, при которой один любящий человек стремительно молодеет, а другой стареет: тут они тоже решили отделаться полунамеками, слабыми мазками и банальными голливудскими приемами из серии «но я все равно любила его даже такого».

При этом авторы, пустившись в самодеятельность, в итоге и свой рассказ сделали удивительно смешным, правда, в отличие от Фицджеральда, вряд ли они рассчитывали на такой эффект. В погоне за пресловутой политкорректностью Финчер опустился до откровенного маразма: маленького белого старичка Баттона находит подкидышем негритянка, которая в итоге самоотверженно воспитывает не только его, но и еще несколько десятков белых бабушек и дедушек в доме престарелых. И это, заметьте, происходило в начале 20-го века! Не менее идиотской выглядит и ситуация, при которой маленькая хорошенькая девочка Диззи вдруг зовет посреди ночи сморщенного старичка под стол, чтобы при свече рассказывать ему какую-то ахинею. А до живописания сцен, где старушка-жена выгуливает младенца-мужа, не додумался даже сам Ф. Скотт Фицджеральд.

Конечно, мастерство Финчера дает о себе знать. Тут есть отдельные действительно сильные эпизоды, есть пара интересных, запоминающихся персонажей, есть отличная операторская работа, неплохая игра актеров и, конечно же, шикарные спецэффекты, позволившие осуществить мечту миллионов мужчин и превратить Бреда Питта в маленького сморщенного карлика. Но яркой целостной картины не получается: получается какая-то растянутая банальщина, прогнувшаяся под весом собственных амбиций. Финчер и сценаристы просто не справились с тем действительно сильным материалом, который дал им Фицджеральд. Они хотели вывернуть его в сторону эпической драмы, но в итоге элементарно «поплыли», не смогли логично и изящно увязать все линии этой действительно сложной истории, и потому богатое интересное нетривиальное содержание подменили поверхностной, а местами откровенно глупой мелодрамой.

ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (67)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах