Примерное время чтения: 9 минут
6716

Легенда XX века. Судьба Дмитрия Шостаковича сквозь призму его произведений

Дмитрий Шостакович на занятиях по тушению авиабомб. Ленинград, июль 1941 год
Дмитрий Шостакович на занятиях по тушению авиабомб. Ленинград, июль 1941 год Официальный сайт Дмитрия Шостаковича

О некоторых людях стоит говорить не сухими фактами по шаблону «родился в городе N», «женился на первой красавице страны», а пропускать жизнь человека через его творчество, без которого любой факт будет блеклым и лишённым всякого смысла.

Так и мы, говоря о Дмитрии Шостаковиче, решили рассказывать о его личности, опираясь на музыкальные произведения, которые он создавал, так как они являются самым достоверным отражением его жизни. Итак, взмах дирижёрской палочки, приготовьтесь – Первая Симфония. 

Рождение таланта

В 1923 году ещё никому известный, но уже подающий огромные надежды, Дмитрий Шостакович оканчивает Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году — по классу композиции.

Нужно отметить, что обучение в голодные послереволюционные годы давалось студентам тяжело: холодные аудитории, нерегулярный график работы транспорта, отсутствие тёплой одежды, обмороки от недоедания превращали учебу даже для самых упрямых и жизнелюбивых в мучительный водоворот, в который не каждый желал окунуться. Однако Шостакович был не из таких. Он редко пропускал занятия, а каждый свой вечер проводил на концертах Петроградской филармонии. В качестве дипломной работы девятнадцатилетний композитор пишет произведение, озаглавленное просто «Симфония №1», длящееся не более девятнадцати минут. Несмотря на великолепные оценки этого своего труда директором Консерватории Александром Глазуновым, успех к Шостаковичу пришёл немного позже. Хотя первым местом, где прозвучало произведение, стал Большой зал филармонии.

Мировое признание

В те годы в России гастролировал знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер, который услышав симфонию, попросил Шостаковича выслать партитуру по его адресу в Берлине. Вслед за этим в 1927 году в столице Германии состоялась премьера симфонии, которую взялся исполнять Отто Клемперер. Годом позже симфония прозвучала в Америке, под руководством итальянского дирижёра Артуро Тосканини , который вознёс произведение до вершин мировой известности.

Сам Шостакович в годы путешествия его симфонии по загранице пишет оперу  «Нос», по повести Николая Гоголя, и, знакомясь с режиссёром Всеволодом Мейерхольдом, работает по его приглашению в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени Мейерхольда в Москве. Чуть позже, в 1930—1933 годах, он становится заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (сейчас — театр «Балтийский дом»).

Опальная опера «Катерина Измайлова»

Следующей важной вехой в его творчестве следует считать оперу «Катерина Измайлова», которую Шостакович написал в 1932 году, вспомнив сюжет повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор отошел от традиционного звучания. Главная героиня – это не мечтательная юная красавица, парящая высоко, а земная женщина, страстная натура, которая полюбила красивого и пустого человека. Ради него она идёт на убийство, а позже исчезает в водах, по которым плывёт корабль, везущий её на каторгу. Использование столь крамольного сюжета едва ли могло понравиться осторожным критикам, вечно оглядывающимся на партийный аппарат. Такая опера не могла прийтись по вкусу и власти, не принимавшей искренности, если она шла вразрез с общепринятыми вкусами. Оперу забраковали, назвав её в газете «Правда» «сумбуром вместо музыки», а автору возмутительного произведения пришлось отменять все запланированные концерты.

Шостакович — профессор Ленинградской консерватории

В 1937 году Шостакович пишет и исполняет свою Пятую симфонию, ставшую одной из вершин симфонической музыки XX столетия. Вождь народов прокомментировал произведение в своем стиле:«Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Одновременно с этим Шостакович становится профессором Ленинградской консерватории, где преподаёт инструментовку, а затем и композицию. Период его преподавания знаменит трепетным отношением к ученикам и отсутствием в нём панибратства: своих студентов он называл на «вы» и обращался только по имени-отчеству, не принижая достоинств и находясь на равных.

«Ленинградская симфония»

Переломным моментом в жизни композитора, как и в жизни всей страны, становится Отечественная война. Несмотря на то, что Шостакович просился на фронт, подавал заявление в Народное ополчение, работал на строительстве оборонительных рубежей и в составе консерваторской команды тушил пожары от зажигательных бомб, Военный Совет фронта отдал распоряжение о немедленной эвакуации композитора с семьей в Куйбышев, где в конце декабря 1941 года завершил работу над знаменитой Седьмой симфонией.

Впервые произведение исполнили 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета, а 9 августа симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. В тот вечер дирижировал Карл Элиасберг, который управлял единственным оставшимся в городе оркестром. В тот день в Ленинграде включили все уличные репродукторы, чтобы каждый смог услышать героическую симфонию, а поэтесса Ольга Берггольц — написать строки «Наступила полная тишина, и началась музыка. И мы, не плакавшие над погибающими близкими людьми, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, беззвучных, горючих слез. И мы не стыдились их». Симфония стала символом мужества осаждённого города, а Шостакович снискал такую славу, которая ко многому обязывала.

Обвинение в «формализме» и преклонении перед Западом

В 1945 году композитор пишет 9-ю Симфонию, а в 1948-м году получает неожиданный удар — обвинение в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостаковича лишают звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и увольняют. Однако уже в 1949 году к композитору возвращается слава в виде Сталинской премии за кантату «Песнь о лесах», являющейся образцом официально разрешённого искусства тех лет.

Конец эпохи

В 1953 году Шостакович провожает эпоху сталинского режима своей Десятой симфонией, а в 1954 вкладывает боль утраты от смерти жены Нины Васильевны в Седьмой квартет – проникновенное и светлое произведение.

Поэма против геноцида евреев

В годы оттепели Шостакович вновь доказывает, что чувствует пульс времени, в которое он живёт и творит. Композитор пишет Тринадцатую симфонию, основой для которой послужили пять стихотворений из поэмы «Бабий Яр» поэта Евгения Евтушенко — яркого представителя группы поэтов-шестидесятников. Впоследствии композитор вспоминал, как власти и недоброжелатели пытались сорвать премьеру, которая из-за этого вылилась в демонстрацию антиправительственных настроений. Центральная линия поэмы — дискриминация и геноцид евреев, дошедший до своего апогея в 1941 году, когда произошёл массовый расстрел населения.

Последние годы

Последняя, Пятнадцатая симфония, написанная Шостаковичем, стала своеобразным прощанием, полным задумчивости и ностальгии, в котором композитор использовал цитаты из увертюры Джоаккино Россини к опере «Вильгельм Телль», тему судьбы из оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга», музыкальные аллюзии на музыку Михаила Глинки и  Густава Малера. Премьера состоялась 8 января 1972 года.

 9 августа 1975 композитора не стало. Его последнее произведение – это соната для альта и фортепиано: композиция взвинченная, неровная и тревожная – в первой части, размеренная и спокойная в середине и, снова, по нарастающей, кричащая и отчаянная в конце. Эта пронзительная вещь, которая по своей энергетике и общей надрывности так характерна для порывистой молодости, заставляет забыть о том, что она написана пожилым мужчиной, перенёсшим два инфаркта и страдающим раком лёгких. Эта соната - будто знак вопроса рядом с портретом знаменитого Шостаковича, который на прощание написал композицию, воспринимающуюся скорее как судорожное, на выдохе «здравствуй», нежели как задумчивое и тихое «прощай».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах