О некоторых людях стоит говорить не сухими фактами по шаблону «родился в городе N», «женился на первой красавице страны», а пропускать жизнь человека через его творчество, без которого любой факт будет блеклым и лишённым всякого смысла.
Так и мы, говоря о Дмитрии Шостаковиче, решили рассказывать о его личности, опираясь на музыкальные произведения, которые он создавал, так как они являются самым достоверным отражением его жизни. Итак, взмах дирижёрской палочки, приготовьтесь – Первая Симфония.
Рождение таланта
В 1923 году ещё никому известный, но уже подающий огромные надежды, Дмитрий Шостакович оканчивает Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году — по классу композиции.
Нужно отметить, что обучение в голодные послереволюционные годы давалось студентам тяжело: холодные аудитории, нерегулярный график работы транспорта, отсутствие тёплой одежды, обмороки от недоедания превращали учебу даже для самых упрямых и жизнелюбивых в мучительный водоворот, в который не каждый желал окунуться. Однако Шостакович был не из таких. Он редко пропускал занятия, а каждый свой вечер проводил на концертах Петроградской филармонии. В качестве дипломной работы девятнадцатилетний композитор пишет произведение, озаглавленное просто «Симфония №1», длящееся не более девятнадцати минут. Несмотря на великолепные оценки этого своего труда директором Консерватории Александром Глазуновым, успех к Шостаковичу пришёл немного позже. Хотя первым местом, где прозвучало произведение, стал Большой зал филармонии.
Мировое признание
В те годы в России гастролировал знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер, который услышав симфонию, попросил Шостаковича выслать партитуру по его адресу в Берлине. Вслед за этим в 1927 году в столице Германии состоялась премьера симфонии, которую взялся исполнять Отто Клемперер. Годом позже симфония прозвучала в Америке, под руководством итальянского дирижёра Артуро Тосканини , который вознёс произведение до вершин мировой известности.
Сам Шостакович в годы путешествия его симфонии по загранице пишет оперу «Нос», по повести Николая Гоголя, и, знакомясь с режиссёром Всеволодом Мейерхольдом, работает по его приглашению в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени Мейерхольда в Москве. Чуть позже, в 1930—1933 годах, он становится заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (сейчас — театр «Балтийский дом»).
Опальная опера «Катерина Измайлова»
Следующей важной вехой в его творчестве следует считать оперу «Катерина Измайлова», которую Шостакович написал в 1932 году, вспомнив сюжет повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор отошел от традиционного звучания. Главная героиня – это не мечтательная юная красавица, парящая высоко, а земная женщина, страстная натура, которая полюбила красивого и пустого человека. Ради него она идёт на убийство, а позже исчезает в водах, по которым плывёт корабль, везущий её на каторгу. Использование столь крамольного сюжета едва ли могло понравиться осторожным критикам, вечно оглядывающимся на партийный аппарат. Такая опера не могла прийтись по вкусу и власти, не принимавшей искренности, если она шла вразрез с общепринятыми вкусами. Оперу забраковали, назвав её в газете «Правда» «сумбуром вместо музыки», а автору возмутительного произведения пришлось отменять все запланированные концерты.
Шостакович — профессор Ленинградской консерватории
В 1937 году Шостакович пишет и исполняет свою Пятую симфонию, ставшую одной из вершин симфонической музыки XX столетия. Вождь народов прокомментировал произведение в своем стиле:«Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Одновременно с этим Шостакович становится профессором Ленинградской консерватории, где преподаёт инструментовку, а затем и композицию. Период его преподавания знаменит трепетным отношением к ученикам и отсутствием в нём панибратства: своих студентов он называл на «вы» и обращался только по имени-отчеству, не принижая достоинств и находясь на равных.
«Ленинградская симфония»
Переломным моментом в жизни композитора, как и в жизни всей страны, становится Отечественная война. Несмотря на то, что Шостакович просился на фронт, подавал заявление в Народное ополчение, работал на строительстве оборонительных рубежей и в составе консерваторской команды тушил пожары от зажигательных бомб, Военный Совет фронта отдал распоряжение о немедленной эвакуации композитора с семьей в Куйбышев, где в конце декабря 1941 года завершил работу над знаменитой Седьмой симфонией.
Впервые произведение исполнили 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета, а 9 августа симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. В тот вечер дирижировал Карл Элиасберг, который управлял единственным оставшимся в городе оркестром. В тот день в Ленинграде включили все уличные репродукторы, чтобы каждый смог услышать героическую симфонию, а поэтесса Ольга Берггольц — написать строки «Наступила полная тишина, и началась музыка. И мы, не плакавшие над погибающими близкими людьми, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, беззвучных, горючих слез. И мы не стыдились их». Симфония стала символом мужества осаждённого города, а Шостакович снискал такую славу, которая ко многому обязывала.
Обвинение в «формализме» и преклонении перед Западом
В 1945 году композитор пишет 9-ю Симфонию, а в 1948-м году получает неожиданный удар — обвинение в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостаковича лишают звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и увольняют. Однако уже в 1949 году к композитору возвращается слава в виде Сталинской премии за кантату «Песнь о лесах», являющейся образцом официально разрешённого искусства тех лет.
Конец эпохи
В 1953 году Шостакович провожает эпоху сталинского режима своей Десятой симфонией, а в 1954 вкладывает боль утраты от смерти жены Нины Васильевны в Седьмой квартет – проникновенное и светлое произведение.
Поэма против геноцида евреев
В годы оттепели Шостакович вновь доказывает, что чувствует пульс времени, в которое он живёт и творит. Композитор пишет Тринадцатую симфонию, основой для которой послужили пять стихотворений из поэмы «Бабий Яр» поэта Евгения Евтушенко — яркого представителя группы поэтов-шестидесятников. Впоследствии композитор вспоминал, как власти и недоброжелатели пытались сорвать премьеру, которая из-за этого вылилась в демонстрацию антиправительственных настроений. Центральная линия поэмы — дискриминация и геноцид евреев, дошедший до своего апогея в 1941 году, когда произошёл массовый расстрел населения.
Последние годы
Последняя, Пятнадцатая симфония, написанная Шостаковичем, стала своеобразным прощанием, полным задумчивости и ностальгии, в котором композитор использовал цитаты из увертюры Джоаккино Россини к опере «Вильгельм Телль», тему судьбы из оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга», музыкальные аллюзии на музыку Михаила Глинки и Густава Малера. Премьера состоялась 8 января 1972 года.
9 августа 1975 композитора не стало. Его последнее произведение – это соната для альта и фортепиано: композиция взвинченная, неровная и тревожная – в первой части, размеренная и спокойная в середине и, снова, по нарастающей, кричащая и отчаянная в конце. Эта пронзительная вещь, которая по своей энергетике и общей надрывности так характерна для порывистой молодости, заставляет забыть о том, что она написана пожилым мужчиной, перенёсшим два инфаркта и страдающим раком лёгких. Эта соната - будто знак вопроса рядом с портретом знаменитого Шостаковича, который на прощание написал композицию, воспринимающуюся скорее как судорожное, на выдохе «здравствуй», нежели как задумчивое и тихое «прощай».