Впервые в Петербурге в киноцентре «Родина» будет представлено самое эстетское направление в истории мирового кино – film noir («фильм нуар»). Специально для этого исключительного и масштабного мероприятия в Россию привезут оригинальные 35-миллиметровые пленки с фильмами-легендами. Зрители услышат подлинные актерские голоса и сможете прочувствовать звучание «крутого американского английского».
Первые картины в жанре нуар (film noir) появились в Америке в начале Второй мировой войны. Этот жанр отражал напряженную атмосферу в обществе – следствие нестабильности жизни военной и послевоенной поры. Нуары стали полной противоположностью оптимистичным голливудским мюзиклам и комедиям. Это был совершенно ДРУГОЙ ГОЛЛИВУД.
Сюжеты, темы и персонажи кинематографический нуар унаследовал от «черных детективов» Дэшила Хэммета и Раймонда Чэндлера, выходивших в межвоенные десятилетия огромными тиражами, и гангстерских фильмов 1930-х годов, отличаясь от них, тем не менее, по стилю и по образам. Визуальные приемы и мотивы привнесли немецкие экспрессионисты - режиссеры и операторы, бежавшие в 30-е годы от нацизма из Австрии и Германии в Америку.
Фильмы, создаваемые в новом стиле, быстро завоевывают признание и к середине 1940-х годов становятся очень популярными среди зрителей. Жесткие истории с детективной интригой, брутальные мужчины с мрачным прошлым и роковые женщины (femmes fatales), ослепительно красивые и несущие смерть, приходятся по вкусу послевоенной публике. Визуальное совершенство нуаров - контрастное освещение, необычное построение кадра, неожиданные ракурсы, резкие монтажные соединения – завораживает и по сей день. Фоном для стремительно разворачивающихся любовных страстей служат городские джунгли – казино и полицейские участки, сомнительного вида отели, кафе и рестораны. Словно туго сжатая пружина раскручиваются отношения между главным героем и коварной, таинственной красавицей. Рискованная игра, затеянная героинями, приводит к гибельной развязке, а в финале звучат не победные фанфары, а полицейская сирена или звуки выстрелов. Черно-белый фильм нуар – изысканный, циничный и стильный – точно отражает мучительные метания и разочарованность людей послевоенного времени.
С конца 1950-х годов это направление переживает упадок и возрождается в 1970-е годы, когда война во Вьетнаме породила новое потерянное поколение. Лишенные иллюзий герои, безжалостные и уязвимые, вернулись на большой экран; только теперь за место под солнцем начали бороться энергичные, умные, независимые и невероятно соблазнительные женщины, нарушающие все социальные нормы. Но главным в нео-нуарах остается стиль, а точнее – тончайшая стилизация ушедшего времени.
В рамках off-программы фестиваля кинокритик Анжелика Артюх прочитает публичную бесплатную лекцию по фильмам нуар: истории появления жанра и его стилистических особенностях. Господин Эрик Джонсон, консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге, прочитает лекции о фильмах нуар в двух крупнейших ВУЗах Петербурга.
Организаторы фестиваля: Международное фестивальное агентство Tour de Film и киноцентр «Родина» при поддержке Генеральное Консульство США в Санкт-Петербурге.