«Выход фильма «Франкофония» на родине - событие, несопоставимое ни с чем, - признался в интервью «АиФ-Петербург» режиссер Александр Сокуров. - Хотя никаких особых ожиданий у меня нет. У фильмов некоммерческого направления непредсказуемая судьба. Как долго «Франкофония» продержится на экранах - не знаю, ведь система проката не принадлежит России, а удовлетворяет запросы Голливуда».
Елена Петрова, «АиФ-Петербург»: - Но столько говорилось о создании сети кинотеатров по всей России, в которых будут показывать отечественное кино!
Александр Сокуров: - Пока никакой процедуры защиты интересов отечественного кино, как и всей национальной культуры, в реальности я не вижу. Нужна практическая работа, хотя бы бесплатная квота рекламы кино, театров, музеев на телевидении, в первую очередь - российском. Я говорил об этом ещё пять лет назад. Никакой реакции. У населения мало информации о том, что делается в стране в области культуры. А режиссёр, снявший картину на государственные деньги, даже не имеет возможности отчитаться о своей работе, показать фильм зрителю. Да у нас сейчас и нет национального кинематографа, как было в советский период. В стране есть только московское кино, частично - петербургское. Но не знаю, какая судьба ждёт «Ленфильм». Всё остальное скукоживается: прекращает существование свердловская киностудия, уже нет цепочки документальных студий в Сибири, отсутствует кинематограф на Северном Кавказе…
А ведь у кинематографиста, живущего на Дальнем Востоке, в Сибири, совсем другая эстетика, другие проблемы, другая тематика, не та, что у режиссёра-москвича.
Катастрофа и культура
- Ваша картина посвящена Франции, спасению Лувра во время Второй мировой войны. А как в этой концепции возникла тема блокадного Ленинграда?
- Меня интересовало, как в условиях глобальной катастрофы может возникнуть мысль о сохранности культурных ценностей. Считаю это качественным признаком существования цивилизации.
И ещё одна параллель между историческими событиями в двух странах. Ведь Франция во Второй мировой войне просто сдалась неприятелю. Что из этого извлекли французы, в чём выиграли и в чём проиграли? Пустить врага или сопротивляться? Потерять миллионы жизней, получить разрушенную страну, но сохранить честь? А тут - потерянная честь, но сохранённые жизни, спасённая культура…
Эта одна из самых болезненных моральных проблем общества, которая встаёт в любую историческую эпоху и всегда находит отражение в жизни отдельного человека. Перед каждым стоит дилемма: когда компромисс благотворен и является честным и мужественным решением, а когда это трусость и сдача позиций.
Тема картины актуальна и сейчас. Ведь Европу захлестнула проблема миграции, её оккупировали толпы беженцев. Долгое время это было абсолютно запрещённой темой для обсуждений, и мои размышления вызывали замечания, что я националист. Но я всё время повторял: сливаясь в любовных объятиях с приезжими, никогда не забывайте, что вы французы или немцы.
- Вы назвали картину «Франкофония». Это слово означает «любовь ко всему французскому». Почему было важно подчеркнуть эту тему?
- Готовясь к картине и изучая документы, переписку, истории жизни людей (прежде всего это касается Германии), я заметил, что влюблённость «во французское» была поголовной. Большая часть немецких офицеров до войны бывала во Франции, знала её музеи. Это были родственные культуры, и войну можно назвать войной двух сестёр. В Европе не любят говорить о подсознательном: хоть сейчас мы и воюем, в конце концов сядем в кафе и будем пить буквально из одной чашки.
Россия также всё время стремится сесть за этот же столик, но не получается. Мы чужие, и попытка понять - почему - предпринята в картине.
Вялый город
- Раз в фильме вы рассказываете о спасении культуры в блокадном Ленинграде, то каково, на ваш взгляд, её современное состояние?
- Сейчас это город, в котором создалось тяжёлое положение с прессой, нет ни одного серьёзного телеканала, нет радиостанции классической музыки и молодёжной радиостанции, которая могла бы составить конкуренцию тому же «Эху Москвы»… То есть нет персонифицированной среды, характерной для Петербурга. Мы являемся вялым городом, находимся в состоянии общественно-культурного упадка, при этом видим экспансию и рост московского телевизионного и киносообщества.
У меня подозрения, что сегмент людей, которых интересует серьёзное кино, в частности, «Франкофония», несколькими сеансами в кинотеатре «Аврора» будет исчерпан. Потому что иногда жалуются: вот, не показывают русское кино! А когда показывают, в зале - три человека. Это невозможно для тех же Германии или Франции, там свои картины смотрят.
- А не преувеличиваете ли вы роль кино в жизни общества?
- Это моя реакция на то, что кинематограф незаслуженно занял преувеличенное положение! Ведь это факт, что люди стали менее просвещёнными, меньше читают, а больше смотрят на экран. И событием становятся элементарные коммерческие поделки, сделанные на компьютере, а не художественное усилие людей уровня Бергмана или Феллини. Кино - мощная сила, надо ею управлять, ставить на место.
А отечественный кинематограф может возродиться, только если дать дорогу молодым. Каждый год должны быть десятки дебютов, чтобы в итоге выявить хотя бы три-четыре серьёзные фигуры, об этом говорит практика голливудского, европейского, да и советского кино. Пока же государственная политика в области кино невыразительна.