Талантливому юноше не суждено было прославить фамилию отца – барона Георгия Криденера, губернского прокурора. К моменту рождения мальчика барон еще не сделал предложения его матери, и незаконнорожденный ребенок не мог претендовать на знаменитую фамилию немецкого происхождения. Но даже после того, как отношения его родителей были оформлены по закону, мальчик уже не мог рассчитывать на титул Криденера.
Фамилия «Перов» появилась от прозвища, которое дал ему дьячок, учитель грамоты. Он заметил, что его подопечный отлично владеет пером для письма и прозвал его Василием Перовым. Так и вошел он в историю русской живописи, став одним из ярких жанровых художников, без прикрас изображавших пороки и несовершенства общества.
«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861
В 1861–м году художник создал целую серию картин антиклерикальной направленности.
Одна из них - «Проповедь в селе» - получила большую золотую медаль Академии художеств, которая дала ему право совершить поездку за границу в качестве пансионера. Другая же – «Сельский крестный ход на Пасхе» - вызвала бурю негодования.
На картине зрители увидели пьяную процессию, бредущую к обрыву. Каждая фигура рассказывала свою историю: хмельной священник, наступающий на пасхальное яйцо, нищий, несущий святыню вверх ногами, прихожанка, держащая икону с выцветшим ликом.
Такое «безнравственное» произведение не долго было представлено на суд общественности: вскоре его убрали с выставки Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Тем не менее, оно успело привлечь внимание мецената и коллекционера Павла Третьякова. Несмотря на шумиху вокруг работы, он приобрел ее. После художник Василий Худяков даже написал ему письмо, в котором предупреждал, что такое решение может иметь пренеприятнейшие последствия.
«Слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки», - писал он.
Сейчас картина, как и «Проповедь в селе», экспонируется в Третьяковской галерее.
«Проводы покойника», 1865
Это полотно, по мнению искусствоведов, является одной из работ, показывающих переход художника от сатирического направления в живописи к драматическому.
Картина была создана для участия в конкурсе Московского общества любителей художеств и Императорского общества поощрения художеств, где она получила первый приз. По мнению критика Владимира Стасова, «Проводы покойника» стали одним из лучших творений Перова.
«Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями. …Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе», - писал он.
«Тройка», 1866
«Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на детскиъ усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах», - писал об этой картине Стасов.
«Тройка» считается одной из самых пронзительных социальных картин Перова. Работая над ней, художник как-то встретил на улице крестьянку с сыном, чей образ идеально подходил для центральной фигуры. Он уговорил мать разрешить ему написать портрет мальчика. Спустя несколько лет он практически забыл эту встречу, но вот однажды к нему постучалась нищенка. Она рассказала, что давно барин писал портрет ее Васи. Теперь мальчик умер, и ей очень хотелось бы купить у Василия Григорьевича портрет ее сына. Растроганный историей Перов, ответ ее в галерею, где показал картину, выставленную на всеобщее обозрение. Увидев образ сына, мать упала на колени и стала молиться.
По воспоминаниям современников, это произвело сильное впечатление на Перова, и он решил бесплатно написать для крестьянки портрет ее умершего Васи.
«Охотники на привале», 1871
Тема охоты была очень близка Василию Перову: сам он имел репутацию хорошего стрелка. В 1871 году он написал картину, которая имела большой успех на Всемирной выставке в Вене.
Считается, что на картине он изобразил трех столичных врачей. Прототипом главного рассказчика стал большой любитель ружейной охоты, известный московский врач Дмитрий Кувшинников. Его приятель – врач Василий Бессонов - выступил в роле скептика, ну а роль самого юного участника досталась их коллеге 26-летнему Николаю Нагорнову.
Многим деятелям культуры эта работа сразу пришлась по вкусу. Федор Достоевский в своих дневниках писал: «Картина давно уже всем известна: «Охотники на привале»; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
Оригинал сейчас представлен в одном из залов Третьяковской галереи в Москве. Копия, написанная в 1877-м, находится в Государственном Русском музеи.
«Никита Пустосвят. Спор о вере», 1881 год
Одна из важных картин в жизни художника была представлена на суд общественности только после его смерти.
На полотне Перов запечатлел эпизод времён московской смуты 1682 года, когда группа раскольников-старообрядцев во главе со священником Никитой Пустосвятом вступила в спор о вере с царевной Софьей Алексеевной и патриархом Московским Иоакимом.
Художник, страдавший от чахотки, продолжал работать над картиной даже тогда, когда болезнь ослабляла его настолько, что кисть падала у него из рук. Историки искусства выяснили, что живописец собирался внести изменения в картину, но смерть помешала его планам.
Василия Перова не стало 29 мая (10 июня) 1882 года. В том же году его последняя картина нашла покупателя: у наследников ее приобрел Павел Третьяков для своей коллекции.