13 июля 1813 года в Санкт-Петербурге родился Николай Леонтьевич Бенуа – знаменитый архитектор, академик и профессор архитектуры Императорской Академии художеств, главный архитектор Петергофа, происходивший из семьи Бенуа. А в 1847 году представитель знаменитой династии начал работу над своим первым серьёзным проектом - Дворцовыми конюшнями в Петергофе. О жизни и творчестве русского зодчего, главного архитектора Петергофа, рассказывает хранитель фонда «Архив Музея семьи Бенуа» ГМЗ «Петергоф» Марина Крышталёва:
- Известно, что российская ветвь Бенуа (распространённой во Франции фамилии), происходит от Луи-Жюля Бенуа (1770-1822), эмигрировавшего из родного Сент-Уэна, расположенного неподалёку от Парижа, в составе свиты герцога де Монморанси. В Россию он приехал в 1794 году, уже состоя на службе у посланника Пруссии в качестве повара. Со временем Луи-Жюль получил должность метрдотеля при дворе Павла I, а впоследствии - императрицы Марии Фёдоровны. Здесь он женился на фрейлине немецкого происхождения Анне-Катерине Гроппе. В этом браке и родился Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898) - пожалуй, самый известный из пятерых сыновей этой супружеской пары. Всего Анна-Катерина подарила мужу восемнадцать детей, из которых семеро умерли в младенчестве.
Медаль и шпага
Первоначальное образование Николай получил в старейшем в Петербурге учебном заведении Петришуле, а рисовать любил с детских лет – что, в принципе, стало свойственно последующим поколениям семьи. По достижению 14-летия сына, мать мальчика ходатайствовала перед вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной, крестной матерью Николая, о принятии его в Императорскую академию художеств. В практике этого времени члены императорской фамилии довольно часто становились восприемниками новорождённых в семьях придворных. Так, по Высочайшему повелению 1 декабря 1827 года Николая Леонтьевича зачислили в Академию «для изучения архитектуры» за казённый счёт.
Во время обучения особенное влияние на становление художественного вкуса молодого Бенуа оказал академик Христиан Мейер, у которого он учился в начале 30-х годов. В это время начиналось перерождение классического направления в архитектуре, формировалось тяготение к романтизму, что стало проявляться уже в академических проектах Николая Бенуа. Впервые Академия отметила его «успехи в науках» ещё в июле 1829-го, после чего его работы не раз отмечались наградами разного достоинства. Среди проектов этих лет как частные постройки, так и государственные, в том числе Мавзолей императрицы Марии Фёдоровны.
По окончании учёбы решалась судьба пенсионерской, то есть оплачиваемой государством, образовательной поездки выпускников Академии, которая зависела от оценки комиссией их выпускного проекта. Из предложенных вариантов Николай Бенуа выбрал создание проекта Училища правоведения. В 1836 за эту работу его удостоили большой золотой медали и наградили шпагой, что и позволило получить заветное право на 6 лет заграничного пенсионерства.
Однако случилось это лишь после трёх лет обязательной строительной практики, предусмотренной в плане образования молодых специалистов. Бенуа зачислили архитектором в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, и в это же время он состоял помощником архитектора Константина Тона, который в 1837 г. перевёл Николая Леонтьевича в Москву рисовальщиком в проект по постройке храма Христа Спасителя. Затем, отмечая его прекрасную подготовку, привлёк его к работе чертёжной мастерской по постройке нового Кремлёвского дворца.
Николай I остался доволен
По истечении трёхлетнего срока Николай Леонтьевич отправляется в пенсинерскую поездку для «усовершенствования в науках». Вместе с другими академистами он прибывает в Германию на пароходе и направляется в Италию, в Рим. Во время всего заграничного пребывания Бенуа ведёт путевые альбомы с архитектурными зарисовками, в мельчайших деталях фиксирует элементы готических соборов – именно здесь зарождается любовь к готическим постройкам, в значительной мере определившая его дальнейшее творчество.
Здесь, в Италии, Николай Леонтьевич снискал особое расположение Николая I. Государь знакомится с пенсионерами Императорской академии художеств и их работами во время своего итальянского путешествия в 1845 году. Сведущий в инженерных вопросах император остался очень доволен образованностью молодых архитекторов и, в частности, хвалил созданные ими акварели кафедрального собора в Орвието. Изучению этого исключительного памятника итальянской готики XIV века Бенуа и его друзья, Резанов и Кракау, посвятили два года. Они не только произвели обмеры и выполнили чертежи каждой его детали, но и собственноручно вымыли губками весь собор!
По возвращении на родину Бенуа был удостоен звания академика архитектуры и зачислен на службу в Кабинет Его Величества, где получал отдельные декоративно-прикладные заказы для императорской фамилии, а архитектурные проекты создавал по запросам частных лиц.
Работу над первым своим крупным проектом — зданиями Дворцовых конюшен в Петергофе (Готических, как их часто называют) — архитектор начинает в 1847 году. Здание задумывалось трапециевидным, с девятью башнями по углам, которые придавали конюшням вид средневековой крепости. На первое место была поставлена не конструктивная, а декоративная сторона готической архитектуры. По главному фасаду расположились двухэтажные жилые корпуса, по остальным фасадам – одноэтажные стойла. Выстроенное из красного кирпича монументальное здание заняло целый квартал и по праву считается шедевром неоготического зодчества, в котором Николай Леонтьевич Бенуа проявил себя как подлинный мастер архитектурной композиции.
«Одна большая стройка»
В 1850 году Николая Леонтьевича назначают главным архитектором Петергофского дворцового правления. С этого момента он имеет отношение ко всему, что возводилось в Петергофе, который, по словам современников, напоминал в это время «одну большую стройку». Строительство конюшен закончилось в 1854 году, когда Бенуа получил следующее задание: на месте кавалерских домов, в непосредственной близи от Большого петергофского дворца, ему поручили возвести «фрейлинские корпуса», аккуратно и органично вписывая их в сложившийся архитектурный ландшафт.
Ещё одна значимая постройка в неоготическом стиле – здание вокзала станции Новый Петергоф, созданное по заказу владельца только что начавшей функционировать железной дороги, барона Александра Штиглица. Также Бенуа много занимался реставрацией Большого петергофского дворца, ансамбля Большого каскада и гротов, фонтанов Нижнего парка. Именно в это время вместо петровского фонтана «Кольцо» появилась знакомая каждому посетителю Петергофа «Корзинка» на террасе нижних гротов. Другое нововведение архитектора – металлический орёл с распростёртыми крыльями, венчавший каскад «Шахматная гора» в восточной части Нижнего парка. Сейчас каскаду возвращен облик XVIII века, а этот сюжет фонтанного Петергофа остался лишь в истории.
На должности главного архитектора Петергофа Бенуа прослужил до 1875 года, а с 1880 по 1893 год возглавлял Петербургское общество архитекторов.
Умер Николай Леонтьевич в преклонном 85-летнем возрасте, в Санкт-Петербурге. Похоронен в крипте сооружённого им католического храма Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы на Выборгском кладбище.
Справка
Другие значимые проекты Николая Бенуа в Санкт-Петербурге
- Городской арестный дом
- Дом князя Касаткина-Ростовского
- Перестройка доходного дома Ф. К. Шульца
- Здание Общества взаимного поземельного кредита (совместно с А. И. Кракау)
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.