Примерное время чтения: 6 минут
5366

Жертва царицы. История неудач русского архитектора Василия Баженова

Один из талантливых представителей русской архитектуры Василий Баженов появился на свет 277 лет назад – 12 марта 1738 года. Мальчик рос в семье дьячка одной из придворных кремлевских церквей. В раннем возрасте он увлекся рисованием. Мальчик запечатлел тогда много существующих зданий, пробовал придумывать и что-то своё. 

По счастливой случайности талант мальчика рассмотрел известный в ту пору архитектор Дмитрий Ухтомский. Именно он пригласил Баженова в свою Дворцовую школу, ставшую предшественницей современного Московского архитектурного института. Позднее одаренный ученик совместно с Ухтомским попробует реализовать в Москве некоторые проекты.

С Петербургом работа связала Баженова после окончания Дворцовой школы, когда архитектор перешел в Академию художеств. Он помогал своему преподавателю Савве Чевакинскому, который отдал много лет возведению зданий в Северной столице, реализовать проект Никольского морского собора – одного из самых ярких памятников елизаветинского барокко.

В возрасте 21 года Баженов уехал учиться в Париж. Это был первый, когда Академия художеств оплатила обучение студента за границей. В столице Франции Баженова охватила красота Луврской галереи, модель которой он создал из дерева и пробки. Архитектор за шесть лет посетил несколько европейских городов, влюбляясь в грандиозность зданий. После этой поездки Баженов, получивший за рубежом звание академика, стал активно продвигать в русской архитектуре стиль, впитанный в Европе.

С Петербургом работа связала Баженова после окончания Дворцовой школы, когда архитектор перешел в Академию художеств. Фото: Commons.wikimedia.org

Попал в немилость

Несмотря на свои амбициозные задумки и благоговение со стороны известных и маститых преподавателей, Баженов не смог в полной мере реализовать свои идеи. В большей мере этому помешала императрица Екатерина II.  

Грандиозным был замысел Форума великой империи, который должен был появиться на месте Кремля в Москве. Баженов отдал этому проекту значительную часть жизни. Архитектор хотел убрать кремлевские стены, чтобы отстроить сплошной ряд зданий. Он задумал, чтобы в центре Москвы вырос масштабный общественный центр. Баженов был готов даже пожертвовать зданиями допетровской эпохи, ликвидировав их. Строительство успели торжественно начать, но затем к проекту охладела императрица Екатерина II, не найдя на него достаточное количество денег. Котлован нужно было засыпать, но Баженов наотрез отказался руководить этим процессом.

В 1776 году началось строительство Дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Он стал одним из немногих проектов, за которым документально закрепили авторство Василия Баженова. Впрочем, его архитектор в полной мере реализовать так и не смог, хотя вначале Екатерина II, ранее заморозившая переделку московского Кремля, дала творцу полную свободу действий. Сохранился даже подробный план того, как Баженов видел усадьбу. В 1785 году в Царицыно пожаловала императрица. Увидев здания, Екатерина II заявила, что ей не нравится дворец. По ее мнению, он был слишком темный и в нем невозможно жить. Было приказано снести часть построек. В итоге Баженова отстранили, а достройкой занялся Матвей Казаков, который был учеником автора Дворцово-паркового ансамбля.

По сведениям некоторых историков, причинами недовольства императрицы могла стать масонская символика, использованная Баженовым в декоре, а также близость творца к опальному журналисту Николаю Новикову, являвшемуся крупнейшей фигурой Русского Просвещения.

В 2007 году Царицыно отреставрировали, а парк стал одним из самых посещаемых туристами и москвичами мест. Впрочем, сейчас уже трудно судить, насколько архитектурный ансамбль, подвергшийся переделкам ещё при жизни автора, отвечает замыслам Баженова.

Фигурный мост в подмосковном Царицыно. Фото: Commons.wikimedia.org

Шедевры без подписи

Оказавшись в опале у Екатерины II, архитектор занялся частными заказами. По некоторым данным, Баженов стал автором Владимирской церкви в имении Быково, а также спроектировал в Москве дом Долгова на проспекте Мира и дом Юшкова на Мясницкой улице.

В ту пору на Ваганьковском холме в столице появляется и дом Пашкова. За Баженовым авторство документально также не закреплено, а о том, что именно он стал творцом, можно судить лишь по дошедшим до нашего времени не подтвержденным официально слухам. Здание по праву считается одним из лучших образцов французского стиля в русской архитектуре. Его в России и пытался продвинуть Василий Баженов.

Впоследствии имя талантливого архитектора стало инструментом для различного рода спекуляций. После его смерти ему приписали авторство многих зданий, к которым он, с большой долей вероятности, не имел никакого отношения. В советское время, чтобы спасти от сноса старинные здания, было достаточно предположить, что к его проекту приложил руку Баженов.

Пашков дом Фото: Commons.wikimedia.org

Под опекой Павла I

Практически перед самой смертью судьба вновь связывает архитектора с Петербургом. Новоиспеченный император Павел I, пожелавший приблизить к себе всех, кто был гоним его матерью, принимает решение назначить Василия Баженова вице-президентом Академии Художеств.

Также царь привлекает архитектора к разработке одного из проектов Михайловского замка – своей давней мечты о шикарном дворце. Исследователи неохотно приписывают авторство только Баженову, поскольку Павел I собственноручно подготавливал несколько эскизов своей резиденции. Окончательный же проект составил итальянец Винченцо Бренна, но документально подтверждено, что русский архитектор участвовал в реализации Михайловского замка.

Перед самой смертью в Академии художеств Василий Баженов собирает чертежи русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, но работу закончить не успевает. Одного из самых гениальных и непризнанных в полной мере творцов не стало в 1799 года. Баженова похоронили в Петербурге, но спустя год перевезли его останки в имении Баженовых в селе Глазово.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах