Примерное время чтения: 7 минут
23877

Днепропетровская колдунья. Как Елена Блаватская увлекла весь мир теософией

Будущая основательница Теософского общества и проповедница Всемирного Братства Елена Блаватская родилась в незаурядной семье – предки ее по материнской линии служили при дворе Петра II и Екатерины Великой, отцовская линия якобы восходила к династии Каролингов и немецким рыцарям-крестоносцам. Двоюродным братом Елены Петровны был Сергей Юльевич Витте.

С детства она интересовалась магией и потусторонними силами, в юности сбежала от мужа сразу после свадьбы, объехала весь мир, давала спиритические сеансы и утверждала, что обладает даром ясновидения.  

SPB.AIF.RU рассказывает, как уроженка Днепропетровска основала новое оккультное движение и заставила весь мир поверить ей.

Сбежавшая невеста

После того как в 28 лет от скоротечной чахотки скончалась мать Блаватской, романистка, «русская Жорж Санд» Елена Ган, воспитывать 10-летнюю девочку взялась бабушка – Елена Павловна Долгорукая.

Дочь генерал-майора Павла Долгорукого, она знала пять языков, хорошо разбиралась в археологии, нумизматике и ботанике, вела переписку с немецким естествоиспытателем Александром Гумбольдтом и английским геологом Родериком Мурчисоном, владела обширной библиотекой. Получавшая домашнее образование, ее внучка погрузилась в мир книг, особое внимание уделяя оккультным изданиям.

От мужа Блаватская сбежала через три месяца после свадьбы. Фото: Commons.wikimedia.org

Все детство и юность Елене приходилось часто переезжать: Днепропетровск, Одесса, Тула, Курск, Петербург, Саратов, Тифлис… Когда ей было около 16 лет, в их доме стал часто бывать родственник тогдашнего наместника Кавказа князь Голицын, у которого была репутация мага и масона. Девушка очень заинтересовалась им и уже тогда через него пыталась связаться с миром оккультизма. Год спустя она обвенчалась с вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, но сбежала от него через три месяца после свадьбы и отправилась в путешествие. На ее пути лежали Одесса, Керчь, Константинополь.

Цирк, театр, храмы и жрецы

Позже Блаватская рассказывала, что в Константинополе год проработала цирковой наездницей и перебралась в Лондон после травмы руки. В Британии она якобы выступала в драматическом театре, а еще успела побывать в Египте и приобщиться к древним языческим культам.

С Ближнего Востока она отправилась в путешествие по Европе и давала фортепианные концерты в нескольких странах. Биографы говорят, что она также успела поездить «по Греции и Малой Азии, в 1851 году побывала в Индии и несколько раз неудачно пыталась проникнуть в Тибет».

Не все эти факты имеют документальное подтверждение. Склонная к мистификациям, она нередко подтасовывала факты из собственной биографии, чтобы выглядеть более загадочно. Например, по ее рассказам в день своего 20-летия в лондонском Гайд-парке она повстречала индуса-раджпута Морию, которого видела прежде во снах. Он велел ей провести три года в Тибете во имя будущей великой миссии.

В течение следующего года Блаватская побывала в Канаде, Мексике, Центральной и Южной Америке, после чего два года пробыла в Индии и наконец попала в Тибет на семь лет.

После – возвращение в Лондон, Нью-Йорк, Япония, Сингапур, Франция, Германия… Мало где она задерживалась дольше пары месяцев. В 1858 году она вернулась в Россию, где воссоединилась с семьей и устраивала спиритические сеансы (в том числе и для петербургского общества). В 1860 году на три года Блаватская отправилась в путешествие по Кавказу, после чего снова двинулась в сторону Индии и Тибета.

Елена Блаватская пыталась приспособить восточную философию для европейского мышления. Фото: Commons.wikimedia.org

Слухи и необычные события повсюду окружают ее: пережив кораблекрушение, в Каире она создает «Спиритическое общество», в итальянской Ментане переодетая мужчиной участвует в битве на стороне гарибальдийцев и получает ранение… Каирское предприятие, впрочем, завершилось плачевно: «Они крадут деньги Общества, беспробудно пьянствуют, а теперь я поймала их на самом бессовестном обмане, когда они показывают поддельные явления членам нашего Общества, которые пришли, чтобы изучать оккультные феномены. У меня были весьма неприятные сцены с несколькими людьми, возложившими ответственность за всё это на меня одну», - писала Блаватская о египетских горе-спиритуалистах.

О своей тяге к Востоку она говорила: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, что таятся в каждой человеческой душе. Но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряженнейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и — где никогда не проливают кровь животных».

Тибет и Теософское общество

По словам Блаватской, в Тибете ее посвятили в оккультные мистерии. Там она погрузилась в высочайшее ламаистское учение, что нашло отражение в ее работах вроде «Тайной Доктрины». Основатель и президент Всемирного братства буддистов Гунапала Малаласекара писал о Блаватской: «Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками».

После Тибета она начала проповедническую деятельность, а в 1970-х в Европе и США сблизилась с людьми, которые увлекались спиритизмом. Вместе с единомышленником полковником Генри Стил Олкоттом в 1875 году она учредила Теософское общество, после чего они вдвоем отправились в путешествие по Индии, очерки о котором были опубликованы в газете «Московские ведомости». Штаб-квартиру Теософского общества Блаватская и Олкотт учредили в индийском Адьяре, неподалеку от Мадраса.

Несмотря на большую популярность Теософского общества, Блаватскую из-за ее заявлений о собственном ясновидческом даре не раз называли шарлатанкой, а после обвинений в мошенничестве в 1885 году она вынуждена была покинуть Индию и работала над своей «Тайной доктриной» уже в Европе.

Елена Блаватская и полковник Олкотт. Фото: Commons.wikimedia.org

Главными целями созданного Блаватской Теософского общества стали образование ядра «Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания», изучение арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, исследование тайных психических и духовных способностей человека.

В своем учении Елена Блаватская отрицала существование бога-творца и утверждала наличие универсального божественного принципа (Абсолюта). Вселенная, по ее мнению, не была никем сотворена и развивается сама себя. Основные научные принципы в физике и биологии Блаватская не оспаривала, но критиковала их за недостаточность.

По мнению ее современников, она старалась адаптировать идеи буддизма к образу мышления европейцев. Девизом Теософского общества было «Нет религии выше истины», а среди его последователей были изобретатель Томас Эдисон, отец первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру Мотилал Неру, драматург Уильям Йейтс. Штаб-квартира общества по сей день находится в индийском Адьяре.

В 1908 году в России существовало девять теософских кружков: четыре в Петербурге, два — в Варшаве, по одному — в Смоленске, Киеве и Калуге. 20 сентября 1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. В связи с преследованием и арестом членов общества в 1930-х годах оно прекратило свою деятельность в России.

Елена Блаватская этот период уже не застала. Она умерла в 1891 году после гриппа. Ее прах был разделен между центрами теософского движения в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. День смерти Елены Блаватской отмечается её последователями как «день Белого Лотоса».

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах