Соотечественники поэтично называют его казахским Гомером, а широкой публике он известен как Джамбул Джабаев. Акын прожил 99 лет, на его век выпали революция и две мировых войны. Джамбул стал символом преемственности эпох, его особо почитают на родине, но помнят и в современной России.
При этом его судьба до сих пор полна загадок.
Поэтические битвы
Жамбыл Жабаев (именно так в оригинале звучит имя поэта) стал известен на весь Советский Союз, будучи 70-летним стариком. Сам он говорил, что творческий подъём и духовное перерождение ощутил после Октябрьской революции. Его песни прославляли жизнь в СССР, мифологизировали советскую верхушку – поэт придавал им черты богатырей, славных воинов. К моменту своей смерти казахстанский поэт стал самым уважаемым акыном на родине.
Джабаев родился в феврале 1846 года у горы Жамбул в семье бедного кочевника. Мальчик стал осваивать домбру с ранних лет и в 12-летнем возрасте (по некоторым источникам в 14 лет) ушёл из дома, чтобы стать акыном и зарабатывать на народном творчестве. Джамбул учился импровизации у акына Суюнбая и со временем даже превзошёл своего учителя. Молодой акын разъезжал по аулам, демонстрируя своё поэтическое мастерство. А ещё участвовал в айтысах, своего рода поэтических баттлах, где состязался в стихосложениях с колкостями в адрес соперника-акына.
Народный обличитель
Акын Джамбул был известен и популярен в аулах ещё в царское время. Он в своих песнях воспевал народную правду. А однажды пошёл против воли царя Николая II, отказавшись писать хвалебную оду насильственной мобилизации казахов на окопные работы в годы Первой мировой. Поэт, напротив, создал гневные стихи «Чёрный указ» и «Приговор царя», в которых ругал царское правительство.
К 1917 году акын уже много лет не брал в руки свой инструмент. Однако революционные события вдохновили его на новое творчество. Он создаёт гимн Октябрю, Сталинской конституции, поёт песни новой родине, дружбе братских народов, а также вождям пролетариата – Ленину и Сталину. Поэзия казахского акына, наполненная патриотизмом и пафосом коммунистических идей, советским властям, конечно же, нравилась – её активно распространяли, а сам Джамбул подавался как восточный мудрец-аксакал, который поддерживает существующий строй.
«Ленинградцы, дети мои...»
С Ленинградом имя акына Джамбула неразрывно связано. Ведь именно он создал одно из вдохновляющих произведений Великой Отечественной войны, строки которого развешивали на стенах домов блокадного города.
Впервые песня акына «Ленинградцы, дети мои...» была передана по радио в блокадном городе в сентябре 1941 года. Затем стихотворение опубликовали на плакатах, которые жители развесили буквально на каждом доме. Проникновенные строки от народа Казахстана читали со слезами на глазах. Впоследствии поэт Всеволод Вишневский, который сам испытал муки блокады, говорил, что стихотворение дало жителям осаждённого города силу духа.
«Народ Казахстана слал нам свой братский привет, любовь и дружбу, и мы шли в бой, удвоив силы…» «Из глубин казахской земли Реки нефти к вам потекли, Чёрный уголь, красная медь И свинец, что в срок и впопад Песню смерти готов пропеть Бандам, рвущимся в Ленинград. Хлеб в тяжёлом, как дробь, зерне Со свинцом идёт наравне. Наших лучших коней приплод, Груды яблок, сладких, как мёд, – Это всё должно вам помочь Душегубов откинуть прочь. Не бывать им в нашем жилье! Не жиреть на нашем сырье!».Великая Отечественная война коснулась и семьи акына. Во время освобождения города Синельниково Днепропетровской области погиб его сын Алгадай. Сам Джамбул дожил до Дня Победы 9 мая 1945 года. Скончался он спустя полтора месяца, 22 июня. До своего столетия не дожил 8 месяцев.
Человек-легенда
Разумеется, столь насыщенная событиями и легендарная жизнь не могла не привести к появлению разнообразных слухов. Так, в 1930-х годах поэт Алдан-Семёнов публично заявил, что именно он придумал Джамбула по заданию партии. А именно – нашёл бедного акына с большим количеством детей и внуков и писал от его имени патриотические тексты. Однако эксперты с этим мнением не согласны
«Действительно, есть версия, что Джамбула Джабаева искусственно создали и за него писали советские поэты, которые стилизовали тексты под казахскую народную песню. Но вряд ли это так. Дело в том, что и до своей популярности Джамбул проявлял творческие способности на казахском языке, участвовал в состязаниях акына», – отмечает директор Центра казахского языка и культуры МГЛУ Арина Бобкова.
Творческий подъём Джамбула произошёл после революции. Свои чувства он описывал так: «Вокруг меня закипела жизнь, о которой я пел в лучших своих песнях, как о золотом сне. Почувствовав прилив свежих сил, взял я в руки домбру. Вернулась моя молодость, и я запел».
Джабаев стал первым в СССР казахским поэтом. Его ободряющие стихи действительно были популярны по всему Советскому Союзу, ведь находили отклик у людей. Особенно читатели прониклись его военными стихами, которые стали поддержкой в годы войны. Характерной чертой поэзии Джамбула является прославление, и этот приём он также использовал в своей военной поэзии, где восхвалял защитников родины, а его «Ленинградское восстание» вдохновило народ на борьбу. Позже его стихи появились и в школьной программе.
Сегодня Джамбул остаётся самым известным поэтом страны, его называют казахским Гомером.
Как увековечили память Джамбула?
Именем Джамбула названо месторождение, десятки улиц и населённых пунктов Казахстана. Но память о поэте можно встретить и на территории России:
- В Санкт-Петербург есть не только переулок Джамбула, но и четырёхметровый бронзовый памятник акыну;
- Селекционер Леонид Колесников вывел сорт сирени «Джамбул»;
- В годы СССР были выпущены марка и конверт в честь акына;
- В память о певце Казахстана названы улицы в Липецке, Ижевске, Волгограде, Иркутске, Кемерове, Кургане, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Хабаровске и Красноярске.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.