325 лет назад завершилась одна из важнейших дипломатических миссий в истории России – Великое посольство Петра I. Будущий император провел в Западной Европе больше года, и полученные им знания и впечатления оказали огромное влияние на дальнейшее развитие страны.
Как русского царя принимали за границей, рассказал доктор исторических наук, профессор, член ученого совета НИУ ВШЭ Евгений АНИСИМОВ.
Поездка за счет казны
Петр I отправился в европейское путешествие в 1697 году. Для царя это было своего рода познавательной экскурсией – общаясь с иностранцами в немецкой слободе, Петр много слышал о жизни в Европе и наблюдал за бытом чужеземцев. Теперь же у него появилась возможность воочию увидеть то, о чем рассказывали голландские мастера на Переяславском озере.
«Формально поездка была нужна, чтобы заключить антитурецкое соглашение с Европой. Петр мечтал о выходе на Черное море, воевал с Турцией, но сил у России не хватало. Нужен был союзник – Австрия. Однако странным образом посольство поехало не в Австрию, а в Голландию, страну, далекую от средиземноморского бассейна, которой была безразлична Турция. Почему так? Фактически Петр устроил для себя путешествие за казенный счет – посмотрел на западную жизнь и совершенствовал свои навыки кораблестроения. Но в конечном итоге эта экскурсия оказалась важна: насмотревшись на западноевропейские страны, Петр начал реформы», – рассказывает профессор Анисимов.
Царь отправился в путешествие под видом урядника Преображенского полка по имени Петр Михайлов и, понятно, не имел никакого дипломатического статуса. Такое поведение царя было нетипичным – до него ни один правитель не отправлялся в чужую страну инкогнито. Однако в роли дворянина царь оказался неубедительным. Он требовал к себе внимания, уважения и обязательных экскурсий, и поэтому маскарад никого не вводил в заблуждение.
«Петр был человек нетерпеливый, не любил ритуалы, нарушал дипломатические протоколы. Поэтому такое решение позволило ему избежать много неважных, по его мнению, церемоний. Но статус «инкогнито» был номинальным: никто не скрывал, что среди дворян есть царь. Заметно это было и по поведению Петра – разозлившись, он мог выплеснуть в лицо знатному господину вино из бокала, а тот бросался целовать царю ноги», – говорит Евгений Анисимов.
Очаровал плохими манерами
Посольство Петра стало своего рода презентацией России в Европе. До того мало кто знал, что представляет из себя наша страна. Сохранились воспоминания о встрече Петра Романова с ганноверской знатью. На прием в Кенигсберге пришли будущие короли и королевы, например, была Софья Ганноверская и ее дочь, будущий король Георг I Английский... Удивительно, но диковатый русский царь очаровал тогдашних европейцев.
«Молодой правитель сморкался в скатерть, бил свою прислугу, не мог спокойно усидеть на месте. Но было в нем нечто такое, что привлекло всех. Петр без умолку говорил, рассказывал о своих мечтах, как он хочет выйти к побережью Черного моря и для этого строит корабли, протягивал знати свои длинные руки и давал им щупать мозоли. В русском царе было столько искренности и энергии, что тотчас во все знатные дома были отправлены письма о нем, и слух об этом вечере распространился по всей Европе. Отзыв о Петре был исключительно положительный, правитель презентовал Россию как европейскую державу. Потому что после этого приема к нам стали относиться отчасти как к Европе – дикой, хамоватой, с налетом Азии, но – Европе», – объясняет историк.
Петр удивлял не только знать, но и простых работяг. Во время экскурсий царь обязательно подсаживался к мастерам и расспрашивал о ремесле, технике, с любовью и интересом брался за инструмент.
Русские европейцы
Итогом путешествия Петра можно считать манифест 1702 года, написанный на немецком языке. Документ, который распространили по всей Европе, приглашал на работу в Россию иностранцев. Но фактически манифест объявил программу реформ.
«Петр считал, что Россия должна воспользоваться достижениями Западной Европы для своего совершенствования. Царь был уверен, что страна отстала от европейского мира по разным причинам, в первую очередь, из-за самоизоляции, а во вторую – из-за трехсотлетнего гнета татаро-монгол. Теперь же страна стала открытой для иностранных специалистов – их ждали в России и разрешили жениться на местных женщинах, даже не переходя в православие. Петр вынашивал идею преобразований во имя процветания России», – подчеркивает профессор.
Идеи Петра общество не воспринимало. Ходили слухи, что царя подменили и теперь страной управляет какой-то немец. А то и вовсе Антихрист. Иначе люд не мог объяснить резкие перемены в своей жизни. Однако Петр мало считался с общественным мнением. Он был уверен, что народ пассивен, инертен и своим умом никогда не дойдет до столь впечатливших Петра зарубежных идей. Поэтому царь выбрал путь насилия во имя прогресса.
«Когда Петр сделал практикой посылку молодых людей за границу на учебу, то знать восприняла это как оскорбление. Как, дескать, я своего дитятю отпущу в этот страшный мир нехристей? Но Петр настаивал. Правда, часто такие поездки оканчивались неуспешно: молодые дворяне пьянствовали, гуляли, творили всякую уголовщину. Но были и такие, кто получал знания, они становились настоящими новыми русскими. Со временем многие уже и сами начали понимать, что есть польза от идей царя. В одном из указов тот писал: «Не все ли у нас новое с принуждением сделано? Но теперь слова благодарности слышны», – перечисляет Евгений Викторович.
Петр, уверенный в том, что стране нужны были реформы, тянул этот воз фактически в одиночку. Конечно, у царя были сподвижники. Но как только государь умер, они передрались за наследство и прекратили реформы, которые вновь удалось запустить только после эпохи дворцовых переворотов. В этом заключается трагедия царя-реформатора, считает Евгений Анисимов.
Но в любом случае переоценить Великое посольство Петра сложно. Многие явления нашей общественной жизни, повседневные предметы быта, то, без чего немыслима сегодня Россия, появились в стране именно благодаря этому событию.
«Нет ни одной сферы российской современной жизни, у истоков которой не было бы Петра Великого. Он создал так много для России, что мы смело можем сказать – Петр создал всех нас. Вот его главное достижение – он создал русского человека как европейского человека», – говорит Анисимов.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.