Когда говорят о мировых звёздах, сыгравших Наташу Ростову, первой вспоминается наша Людмила Савельева, исполнившая эту роль в легендарном фильме Сергея Бондарчука. 24 января у знаменитой актрисы, народной артистки РФ день рождения. Как из обычной ленинградской девочки она стала русской Одри Хепберн? И принесла ли Наташа Ростова ей счастье?
Кормили столярным клеем
Её первые дни были далеки от того блестящего мира, который потом ненадолго подарит судьба. Ведь родилась Люся в страшном январе 1942–го, в самый разгар блокады Ленинграда. Голод был такой, что кроху кормили киселем, сваренным из столярного клея, а когда дали шоколадку, ребенок очутился в больнице. Но сила жизни победила. Девочка выжила, а повзрослев, стала интересоваться книгами, искусством. Особенно ей нравился балет, которым она стала заниматься с 11 лет. Талантливую ученицу заметили. Выдержав конкурс, она поступила в прославленное хореографическое училище им. Вагановой, а после его окончания в театр оперы и балета им. Кирова (сегодня – Мариинский). И кто знает, может со временем доросла бы до примы, но вмешался случай.
В 1964-м был экранизирован балет «Спящая красавица», где принимала участие и Савельева. По счастливому стечению обстоятельств ленту посмотрела помощница режиссёра Бондарчука, который тогда как раз искал исполнительницу Наташи Ростовой. Она и порекомендовала мэтру обратить внимание на хрупкую блондинку. Сразу скажем: девушка Бондарчуку категорически не понравилась. А когда он узнал, что претендентка из «балетных», антипатия разгорелась ещё больше. Не удались и первые пробы, на которые режиссёр согласился скорее из жалости и вежливости, «чтобы смягчить горечь отказа». Савельева объективно была зажата, а предложенный отрывок читала невыразительно. На этом и закончилась бы её карьера в кино, если бы не настойчивость всё той же помощницы. Она снова упросила Бондарчука попробовать Людмилу ещё раз, теперь в костюме и гриме. И произошло волшебство.
«Почувствовала себя Наташей»
«Ничего общего у меня с Наташей не было, - вспоминала об этом времени актриса. - Я маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие... И вообще какой-то гадкий утёнок... Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей».
«Войну и мир» снимали семь лет. Любопытно, что интерес к картине был настолько велик, что ещё до окончания её купили США и Япония. Ожидания оправдались. Лента, выпущенная в 1967 году, с триумфом прошла по всему миру, но больше всего полюбилась зрителям Наташа Ростова. Особенно придирчиво смотрели фильм в Америке. Дело в том, что ещё раньше, в 1956-м, там тоже сняли экранизацию бессмертного романа Льва Толстого, где Наташу сыграла обворожительная Одри Хёпберн. Но после выхода советской ленты, похоже, даже американцы, отдали пальму первенства нашей актрисе. В 1969-м по решению киноакадемиков «Война и мир» Фёдора Бондарчука была удостоена премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. А получала высокую награду под нескончаемые овации Людмила Савельева – самая лучшая Наташа Ростова.
Слава была всемирной. В Японии, например, 1972-й год объявили годом Людмилы Савельевой. Во Франции, очарованные образом, созданным ленинградской выпускницей, родители ввели моду называть дочек Наташами. Да и сама актриса решила не снижать высокий уровень, заданный коноэпопеей. И вновь судьба улыбнулась. В 1970-м режиссеры Алов и Наумов предложили ей роль Серафимы Корзухиной в фильме "Бег" по роману Михаила Булгакова. Съёмки проходили, в том числе, в Севастополе и здесь Людмилу ждала ещё одна большая удача. Ленту консультировала жена великого писателя и Савельева с ней подружилась. Очевидцы говорят, что когда Елена Сергеевна посмотрела уже отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для всей съёмочной группы это стало высшей похвалой.
«Хочу снимать Савельеву!»
В этом же году она приняла участие ещё в одном интересном франко-итальнском проекте. Известный режиссёр Витторио де Сика задумал драму «Подсолнухи», где действие происходит в Италии и России. С одним обязательным условием: в картине снимется Савельева. Тогда СССР хотел показать свою открытость и согласился на предложение «зарубежных товарищей». Так Людмила вошла в кадр с голливудскими знаменитостями Софии Лорен и Марчелло Мастроянни.
В 1970-1980 годах она снялась в культовых для того времени фильмах «Всадник без головы», «Юлия Вревская», «Шел четвертый год войны», «Успех», «Нам не дано предугадать» и других. Актриса была по-прежнему востребована, популярна, однако на экране её стали видеть всё реже. Возможно, она не видела достойных ролей, но не исключено, что сказалась и непростая личная жизнь. Ещё во время съёмок в эпопее Бондарчука она вышла замуж за артиста Александра Збруева. Они познакомились в ресторане ВТО, а затем случайно встретились в коридорах «Мосфильма». Она снималась в «Войне и мире», он - в ленте «Чистые пруды».
«Так ты и есть Наташа Ростова?» - удивился Збруев и тут же принялся за ней ухаживать.
50 лет вместе
Сначала жизнь была красивой и беззаботной: кинофестивали, праздники, гастроли, трогательные разлуки и встречи. В 1968-м у пары родилась дочь. Казалось, вот оно семейное счастье, о котором можно только мечтать. Но неожиданно у Збруева начался роман с актрисой Еленой Шаниной, с которой он играл в совместных спектаклях. Отношения зашли так далеко, что, говорят, знаменитый «Осенний марафон» драматург Володин написал, узнав, как Збруев разрывается между двумя женщинами. Напряжения добавила и история, произошедшая с дочкой. Нежная, эмоциональная девочка влюбилась в человека, который не оценил её чувств и бросил. Это стало большим стрессом для неокрепшей натуры. Всё это время родители были рядом с дочкой и помогли ей пережить потрясение.
Как бы то ни было, Збруев и Савельева и сейчас вместе. Правда, Людмила Михайловна ведёт закрытый образ жизни, в кино не снимается.
В 2001-м она появилась в картине «Часы без стрелок», а в 2006-м в «Седьмом небе». А в 2009-м сыграла княгиню Щербацкую в картине Владимира Соловьёва «Анна Каренина». Так актриса, ставшая кумиром миллионов, снова вернулась к великому Толстому, который круто изменил её жизнь.