Перед началом нового театрального сезона Народный артист России Олег Погудин побеседовал с читателями «Аргументов и фактов-Петербург».
Премьеры ждут зрителя
- Олег Евгеньевич, что нового ждет зрителей в этом сезоне?
- В этом сезоне у нас целых две премьеры. Одна 7 октября в БКЗ «Октябрьский». Это концерт-спектакль «Золотой век». Другая - «Мелодия рассвета» в театре «Приют комедианта» 27 октября.
Вообще-то «Мелодию рассвета» мы уже играли несколько раз в Москве и один раз в Санкт-Петербурге. Но вы же знаете, как на театре: премьера, потом 100-й спектакль…
Это – спектакль, посвященный греческим песням. Точнее песням в жанре рембетика. Мы уже писали и рассказывали об этом очень много, скажу только, что эта работа мне дорога еще и потому что поэтические переложения всех песен, которые звучат в этом спектакле, я сделал сам.
А вот «Золотой век» мы седьмого октября покажем первый раз. 19 июня 2019 года на сцене БКЗ состоялся спектакль «Серебряный век. Вариации. Петербург» и мы рассчитывали в 2020 выпустить «Золотой век». Но пандемия внесла свои коррективы, спектакль пришлось перенести и наконец, осенью 2021 года – в самое творческое по мнению Александра Сергеевича время года – наша премьера состоится.
Понятно, что «Золотой век» это не столько исторический термин, сколько метафора. Метафора, описывающая великую культуру великой страны. Пушкин, Лермонтов, Глинка, Чайковский – все эти имена будут присутствовать в нашем спектакле. И очень отрадно, что в нем примут участие молодые, но уже знаменитые и признанные мастера: певицы Олеся Петрова и Оксана Шилова, балерина Галина Гармаш, арфист Александр Болдачев.
А всю хореографическую часть взял на себя тоже молодой, но уже признанный и зрителями, и коллегами балетмейстер Дмитрий Антипов.
Надо беречь людей
- Пандемия – процесс тяжелый и даже трагический. А какой-то полезный опыт вы из нее вынесли?
- Появилось время, и мы с коллективом музыкантов записали три альбома «Русское танго», «Je chante» и «Мелодия рассвета». Появился спектакль-концерт «Мелодия рассвета». Прошло 13 онлайн-концертов.
Но это не об опыте, хотя и об опыте тоже - появился навык работы и в таких условиях. И всё же, основной опыт – это понимание, что надо ценить и беречь близких людей. Здесь и сейчас.
- Вы много встречаетесь с журналистами. Есть ли вопросы, на которые Вам не хотелось бы отвечать?
- Конечно есть. Это вопросы о том, правда ли я пел в детском хоре и почему выбрал романс, а не рок. Бывает такое впечатление, что журналист начал готовиться к интервью за 5 минут и успел дочитать мою биографию в Википедии только до 1991 года – до первой пластинки. И вот, не упомнить уже, в который раз я вынужден говорить про детский хор.
Еще «любимый» вопрос, начинающийся так «правда ли, что романс устарел?». При этом моим коллегам, работающим в других жанрах, так же регулярно сообщают, что устарели опера, балет, симфоническая музыка и так далее. В общем, нет этого всего на пароходе современности. И что отвечать? Рассказывать, что каждый вечер театры и концертные залы заполняются людьми, которые слушают оперу, смотрят балет, приходят на камерные вокальные концерты? Неинтересно и не хочется.
- А возможно ли появление новых романсов в наше время?
- Вы знаете, мы только что отметили 90-летний юбилей Микаэла Таривердиева. Вот он – наш старший современник, и он писал романсы. Романсы писали Исаак Шварц и Андрей Петров. Пишет Александр Журбин. Так что почему же нет? Приведу пример из другой области. Еще совсем недавно казалось, что традиционная литература уходит в прошлое. Но посмотрите сейчас на полки книжных магазинов: все те же романы, новеллы, повести. Каждый год на премию «Ясная Поляна» - самую значимую нашу литературную премию - выдвигается множество произведений вполне традиционных жанров. Никаких «субъективистских трансфигураций текста» в списке жанров не появилось. Так что романс, французский шансон, опера, балет – жанры вечные. Хоть и меняющиеся.
- Вы на сцене больше тридцати лет. Изменился ли зритель за это время?
- А как Вы думаете? Конечно изменился. Изменилась страна, изменились и зрители. Вот те молодые люди, которые приходят ко мне на концерты, от нас молодых очень отличаются. Они с одной стороны очень эмоционально реагируют на все происходящее: аплодируют, кричат «браво», а с другой – уважают чужие границы, не сидят в планшетах, не снимают во время концерта.
- А кто Ваш типичный зритель?
Как и во всем мире. Типичный филармонический зритель – это состоявшийся, профессионально успешный человек (скорее женщина, чем мужчина) с высшим образованием.
- «Серебряный век» был показан в 40 городах России, в Минске и Берлине. Ждет ли такая же судьба «Золотой век»?
- Поживем - увидим.
Герои романа и герои романса
- В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Достоевского. Вы говорили, что это Ваш любимый писатель…
- Да. Я считаю, что его романы надо читать и перечитывать. Особенно сейчас. Достоевский, кстати, не особо любил романсы. Хотя его герои и могли их петь. Вообще, чаще всего герой Достоевского и герой романса - это практически одно и то же лицо.
И хотя я упомянул, что Достоевский не особо любил романсы, одна из самых известных сцен в его романах связана именно с романсом. Я имею в виду «Преступление и наказание», Катерину Ивановну и романс на стихи Лермонтова «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).
«Ах, как я любила... Я до обожания любила этот романс, Полечка!.. знаешь, твой отец... еще женихом певал... О, дни!.. Вот бы, вот бы нам спеть!», - говорит она.
Самое светлое в жизни несчастной Катерины Ивановны связано с этим воспоминанием.
Вообще от Достоевского удивительным образом тянется ниточка и к Вертинскому с его маленькими актрисами и бедными похоронами. Не зря же именно в Вертинском скульптор Меркуров разглядел модель для своего памятника Достоевскому. Но это - тема для отдельного и долгого разговора.
- Как Вы относитесь к постоянно вспыхивающим «театральным» скандалам?
- Вокруг искусства должны кипеть страсти. Настоящее искусство страстно, пристрастно, необъективно и неполиткорректно, нужно только помнить, ради чего собственно мы приходим в театр, и очень печально, что для кого-то околотеатральные страсти могут быть важнее искусства.
- Кем бы Вы стали, если бы не стали артистом?
- Артистом.