Примерное время чтения: 10 минут
3850

Кошачья грация и обаяние эльфа. Слава и безумие в жизни Вацлава Нижинского

Неудачи сильно травмировали психику Вацлава Нижинского.
Неудачи сильно травмировали психику Вацлава Нижинского. Public Domain

Имя русского танцовщика польского происхождения в начале XX века знала вся Европа. Молодой юноша, обладавший поразительной грацией и силой, был одной из самых ярких и необычных звезд, засиявших на небосклоне славы благодаря талантливому, но беспощадному антрепренеру Сергею Дягилеву, которого называли «крестоносцем красоты» и «Геркулесом» мира искусства. Он показал Европе, кто такой Вацлав Нижинский, дал зрителям потерять голову от прыжков-полетов юного танцовщика, а затем практически уничтожил его, не простя неверности.

В день появления на свет Вацлава Нижинского SPB.AIF.RU вспоминает талант, оглушительный успех и катастрофу безумия, которая настигла его после череды творческих неудач и тяжелых испытаний. 

«Чертенок» Вацлав

Известная балерина Тамара Карсавина, блестящая исполнительница партий в балетах «Жар-птица», «Петрушка», «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», в своих мемуарах вспоминала первую встречу с Вацлавом, с которым ей предстояло покорять европейские сцены. Это произошло в Петербургской балетной школе.

Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете
Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете "Видение розы". Фото: Public Domain

«Однажды утром я пришла раньше обычного; мальчики еще не закончили урок. Я мельком взглянула на них и не поверила глазам: один из мальчиков взлетел над головой своих товарищей и, казалось, повис в воздухе.

– Кто это?' – спросила я Михаила Обухова, его учителя.

– Нижинский. Этот чертенок никогда не успевает опуститься на землю вместе с музыкой».

Удивительные прыжки в будущем стали визитной карточкой «чертенка». Он буквально зависал в воздухе, нарушая закон всемирного тяготения. Это приводило публику в неистовый восторг. Во время одного из первых выступлений за границей в составе труппы «Русского балета Дягилева» вместо того, чтобы уйти со сцены он буквально взлетел в нескольких от кулис и, описав в воздухе параболу, скрылся из виду. Это так поразило собравшихся, что зрители устроили оглушительную овацию. Оркестру даже пришлось прекратить игру: публика не могла сдержать изумления с восторгом и заглушала игру музыкантов.

Родился Вацлав в семье польских балетных танцовщиков. Отец оставил семью ради другой женщины, когда мальчику было 8 лет. Мать с тремя детьми отправилась в Петербург, где вскоре отдала Вацлава и дочь Брониславу в балетную школу. Старший ее сын – Станислав – в детстве получил травму головы и считался «не от мира сего».

В 1905 году он вышел на сцену Мариинского театра в экзаменационном балете для выпускников и вскоре сразу привлек к себе внимание балетоманов. Правда, в 1911 году произошел конфуз, после которого его выгнали из труппы: выступая в балете «Жизель», он посмел выйти в костюме, который присутствующие в зале представители императорской семьи, посчитали неприличным.

Родился Вацлав в семье польских балетных танцовщиков.
Родился Вацлав в семье польских балетных танцовщиков. Фото: Public Domain

Месть «Геркулеса»

Встреча, изменившая его жизнь, произошла в Петербурге. Практически сразу после окончания училища на него обратил внимание Сергей Дягилев. Антрепренер пригласил юношу к участию в балетном сезоне 1909 года, который имел за границей оглушительный успех.

Тамара Карсавина, писала, что если бы этого не произошло, то Вацлав мог бы и не открыть свой талант, свою истинную сущность. 

«Жертвуя своими лучшими качествами, Нижинский доблестно пытался соответствовать требованиям традиционного типа балетного премьера до тех пор, пока чародей Дягилев не коснулся его своей волшебной палочкой: маска невзрачного, малопривлекательного мальчика упала, явив миру экзотическое создание, обладающее кошачьей грацией и обаянием эльфа, полностью затмившими приличную благообразность и благопристойную банальность общепринятой мужественности. Для Нижинского постоянно создавались вставные номера, и я неизменно была его партнершей», - писала она в своих воспоминаниях.

Сергей Дягилев жестоко отомстил Вацлаву.
Дягилев сравнивал Вацлава со львом балетного мира. Фото: Public Domain

Сам же Дягилев сравнивал Вацлава со львом балетного мира, обладавшего мощью стальных сухожилий.

«Уверен, что со времён Вестриса мир не видывал столь энергичного танцора, - заявлял он. - Этот молодой человек легко выпрыгивает на три фута. По мощи стальных сухожилий и упругости мышц, которыми одарила его природа, Нижинского можно сравнить разве что с огромной кошкой. Настоящий лев балетного мира, он способен двумя прыжками пересечь сцену по диагонали».

Удивительные прыжки в будущем стали визитной карточкой Нижинского.
Удивительные прыжки были визитной карточкой Нижинского. Фото: Public Domain

Стоит отметить, что Дягилева и Нижинского связывали не только профессиональные отношения. Сергей Павлович всячески помогал своему возлюбленному в его начинаниях. Так, к примеру, в 1912 году Нижинский решил попробовать свои силы как хореограф. На музыку Дебюсси он в рамках «Русских сезонов» он поставил балет «Послеполуденный отдых фавна», который оказался  провальным.

Редактор и владелец газеты «Le Figaro» опубликовал после премьеры разгромную статью: «Это не изящная эклога и не глубокое произведение. Мы имели неподходящего фавна с отвратительными движениями эротической животности и с жестами тяжкого бесстыдства. Вот и всё. И справедливые свистки встретили слишком выразительную пантомиму этого тела плохо сложенного животного, отвратительного de face и ещё более отвратительного в профиль». После этого Вацлав ставит еще «Весна священная» и «Игры».

Отношения с Дягилевым прервала измена Нижинского. В сентябре 1913 года он обвенчался с танцовщицей Ромолой Пульской. Узнав об этом, Дягилев отправил танцору телеграмму, в которой сообщает о разрыве контракта.

Когда же Нижинский после этого пытался продолжать карьеру хореографа, то Дягилев направлял ему судебные иски и пытался оспаривать авторские права. В итоге карьера Вацлава пошла под откос. 

Мечтавший о своей труппе, Нижинский отклонил лестное предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже. Когда же ему удалось собрать свою труппу, то из-за постоянных судебных проволочек команду ждал финансовый крах. Неудача подорвала здоровье хореографа, и у него произошел нервный срыв.

Последний раз он вышел на сцену в сентябре 1917 года в балете «Видение розы». Вскоре его состояние ухудшилось. Он был помещен в клинику для душевнобольных, где врачи диагностировали у него шизофрению.

Уйдя от Дягилева, Нижинский оказался в сложных условиях.
Уйдя от Дягилева, Нижинский оказался в сложных условиях. Фото: Public Domain

Одна смерть и двое похорон

Скончался Вацлав Нижинский в Лондоне в апреле 1950 года. Ему был 61 год. Он был похоронен в пригороде английской столицы. Проститься ним пришли его коллеги, знавшие его еще в годы оглушительного триумфа - Тамара Карсавина, Андрей Долин, Лидия Соколова, Серж Лифарь.

Последний, к слову, был убежден, что такой великий танцовщик как Нижинский должен обрести покой в Париже. Лифарь купил на свои средства место на парижском кладбище Монмартр рядом с могилами итальянского хореографа, прозванного парижанами Богом танца, Гаэтана Вестриса и одного из создателей романтического балета Теофиля Готье. Несмотря на возражения вдовы Нижинского, он добился переноса его праха во Францию.

6 июля 1953 года в торжественной обстановке состоялись вторые похороны легендарного хореографа. На могиле, где он был похоронен, на средства Лифаря был установлен памятник - грустный бронзовый шут, устало присевший на серый камень.

6 июля 1953 года в торжественной обстановке состоялись вторые похороны легендарного хореографа.
6 июля 1953 года в торжественной обстановке состоялись вторые похороны легендарного хореографа. Фото: Commons.wikimedia.org
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах