Модест Мусоргский принадлежал к старинному дворянскому роду, уходящему своими корнями к династии первых русских правителей Рюриковичам. Все Мусоргские, хоть и были музыкальны, посвящали свою жизнь военной службе. И, несмотря на то, что маленький Модест в 9 лет уже мог играть фортепианные концерты, никто из его семьи и не предполагал, что мальчик станет известным музыкантом. Любовь к музыке и владение несколькими музыкальными инструментами воспринималось как обязательная составляющая в образовании молодого дворянина. В возрасте 10 лет вместе со старшим братом он поступил в школу в Петербурге, а затем стал гвардейцем Преображенского полка.
«Могучая кучка»
Знакомство с известными к тому времени композиторами – Александром Даргомыжским, Александром Бородиным и Милием Балакиревым - привело его в творческое объединение Петербурга «Могучая кучка». Сами музыканты называли свой кружок «Новая русская музыкальная школа». Объединение возникло на волне общественного движения 1860-х годов, и видело свою миссию в возвращении высокого искусства к народной теме. Все композиторы «Могучей кучки» изучали русский фольклор, творчество отечественных поэтов и писателей, церковное пение и воплощали все это в своих музыкальных творениях.
«Борис Годунов» и «Хованщина»
Мусоргский вошел в историю музыкального искусства как мастер драматической музыки. Его первое обращение к драме - работа над музыкой к трагедии Софокла «Царь Эдип». В 1859 году Модест Мусоргский впервые приехал в Москву. Древняя столица России произвела на него неизгладимое впечатления. В своих письмах друзьям он говорил о том, что знакомство с Москвой пробудило в нем бурю эмоций, патриотические чувства и позволило прикоснуться к русской истории. Именно в Москве, поразившей его своей красотой, величием исторических памятников, развернутся основные действия его будущих оперных произведений - «Борис Годунов» и «Хованщина».
Работа над «Борисом Годуновым» продолжалась почти 10 лет. По воспоминаниям друзей, благодаря тому, что композитор не делал никаких черновиков и набросков, писать музыку получалось быстро, но самым долгим был процесс обдумывания каждой детали. В случае с «Борисом Годуновым» Мусоргскому пришлось переписывать свое творение несколько раз. Руководство Императорских театров долго не признавало в опере ничего гениального, указывало на отсутствие женских ролей. В итоге первое публичное исполнение оперы было отрывочным. А целиком оперу по одноименной трагедии Александра Пушкина зрители увидели на сцене Мариинского театра в 1874 году. Премьера прошла с большим успехом. Тема отношений царя и народа, изображение народа в качестве великой личности и созидательной силы, была очень популярной в эпоху либеральных преобразований и общественного движения в России.
Еще одной народной музыкальной драмой стала опера «Хованщина». Ее действие происходит в конце XVII века в Москве в период царствования царевны Софьи. В основу произведения автор положил собственный сценарий и текст. В опере нет главных героев, фактически главным действующим лицом выступает народ, тема его духовной трагедии становится основным смыслом произведения. «Хованщину» Мусоргский писал с большими перерывами и так и не смог закончить при жизни, за него это сделали его коллеги по «Могучей кучке», прежде всего Николай Римский-Корсаков.
«Сорочинская ярмарка»
Сюжет оперы был взят автором из одноименной повести Николая Гоголя. Мусоргский так и не смог закончить произведение при жизни, и над его завершением работали несколько композиторов «Могучей кучки». Идея написать музыку к произведению Гоголя пришла после посещения Украины в августе 1879 года. В опере ему удалось передать восхитительную картину украинской природы одного жаркого августовского дня. По оценкам критиков, композитор написал поистине народную оперу с малороссийским говором и украинским фольклором.
Большая часть произведений Модеста Мусоргского была не завершена при жизни автора. Несколько лет жизни на доработку наследия композитора отдали его друзья по «Могучей кучке» - Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Благодаря их стараниям музыкальные драмы Мусорского уже после смерти композитора завоевали мировое признание и на сегодняшний день являются наиболее часто исполняемыми произведениями русской музыки на оперных сценах всего мира.