Любимец столичной публики, в числе почитателей его таланта была вся императорская семья и лично Александр III, композитор, чьи произведения при жизни ставили на лучших сценах Петербурга, Москвы, Лондона, Парижа, Лейпцига и Гамбурга, в самом начале своего творческого пути Петр Чайковский мечтал хоть немного походить на композитора Михаила Глинку и долгое время занимался музыкой как любитель. SPB.AIF.RU вспомнил его самые известные музыкальные произведения.
Любовь к музыке у Чайковского проявилась уже с четырех лет, когда его впервые начали обучать игре на фортепиано, но домашние учителя так и не разглядели в маленьком мальчике никаких выдающихся способностей, и старались просто развить в нем музыкальный вкус. Уже в 10 лет Чайковского отдают в училище правоведения, готовя к карьере юриста. После окончания, Петр Ильич, как примерный сын, поступает на службу чиновником в Министерство юстиции, а затем несколько лет успешно работает в чине титулярного советника на государственной службе. Жизнь в столице и регулярные посещения оперных театров приводят его в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию. Поступив в неё в 1861 году, молодой Чайковский забывает о карьере чиновника и навсегда связывает себя с музыкой.
Сюжет на всю жизнь - «Ромео и Джульетта»
Первым произведением, после которого о нём заговорила музыкальная общественность Петербурга и Москвы, стала увертюра (вступление) «Ромео и Джульетта», написанная по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Музыкальная проба «Ромео и Джульетта» станет сюжетом на всю жизнь. Чувство незаконченности произведения, желание вернуться и сделать из великой трагедии оперу сопровождало Чайковского весь его творческий путь. Незадолго до внезапной смерти автор вместе со своим младшим братом и верным помощником Модестом начнет работу над оперой, но не успеет.
«Большая балетная тройка»
Народную любовь и почитание на все времена принесли Петру Ильичу Чайковскому три его шедевра – три музыкальных произведения для балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Композитор впервые пересмотрел отношение к балетной музыке. Благодаря ему, музыка к балету перестала быть прикладной, просто сопровождающей танцевальные номера. Музыкальные образы развиваются у Чайковского так же, как в опере или симфонии, и имеют свою драматургию.
Первый успех пришёл к «Лебединому озеру» после премьеры балета в московском Большом театре 20 февраля 1877. Спектакль стоял в репертуаре до 1883 года, пока в полную негодность не пришли декорации постановки.
«Спящую красавицу», написанную по одноименной сказке Шарля Перро, музыкальные критики окрестили «французской сказкой, распетой на русский лад». Композитор, используя музыкальные образы, поднимает вечную проблему - борьбу добра со злом, победу красоты и любви. Именно в «Спящей красавице», несмотря на сюжет французской сказки, впервые будет так ярко видна «национальность» русского балета.
Над «Щелкунчиком» Чайковский работал незадолго до смерти. Всеми любимый сказочный балет сегодня, во времена Чайковского воспринимался неоднозначно. Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» считался оптимистической детской сказкой. У Чайковского же за пышностью и красотой сценического оформления скрывался философский подтекст сюжета. Примечательно, что уже после смерти автора, с началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений в России, сюжет балета русифицировался, и главная героиня Мари стала зваться Машей. Фрица при этом переименовывать не стали.
Оперное творчество
Чайковский считается признанным мастером опер. Самые известные – пушкинские «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Еще при жизни композитора они успешно ставились не только в России, но и за рубежом. Обращение к сюжету «Онегина» многие связывают с личными обстоятельствами жизни композитора, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Таким образом, личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы. Долгое время Чайковский не верил в успех «Евгения Онегина», называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению.
Сюжет пушкинской повести «Пиковая дама» во многом был изменен композитором. У Чайковского в основе лежит не мистика, не простое сумасшествие главного героя из-за желания обогатиться, а социальная драма. Композитор, изменив время действия повести, добавив любовный элемент, превратил пушкинское произведение в тонкую социально-психологическую трагедию о социальном неравенстве.
«Ундина» - вторая опера Чайковского. Средневековая «Ундина», написанная Жуковским, была любимой книгой в семье Чайковских. Ундиночкой называли его сестру Александру. Судьба оперы очень драматична. Написанная на одном дыхании, она так и не была поставлена на сцене полностью. Дирекция императорских театров отказала автору в постановке, не увидев в ней ничего примечательного. В сердцах Чайковский уничтожил оперу в 1873 году. До наших дней, благодаря сохранившемуся архиву композитора, дошли только её отрывки.
Опера о любви слепой девушки «Иоланта» была заказана Чайковскому в 1891 году директором Императорских театров и стала последней в творчестве композитора. В ней уже зрелый автор вновь обращается к философии. Во время работы над произведением Чайковский увлеченно изучает философские сочинения Спинозы. Благодаря этому ему удается донести до слушателя идею разума, нравственности и чистоты.
«Гроза» и «Снегурочка»
Еще два известных произведения Петра Ильича Чайковского связаны с творчеством русского драматурга Александра Островского. Композитор был почитателем его творчества. В итоге родились увертюра «Гроза» и музыка к спектаклю «Снегурочка».
Музыка к спектаклю Островского «Гроза» - это очередное обращение композитора к теме социального неравенства, несправедливости и несчастной любви. Драматизм музыки показывает, как нелегко в современном обществе противостоять грозному общественному окружению, преодолеть общественные порядки.
Музыкальная композиция, написанная к сюжету русской народной сказки «Снегурочка» стала настоящим шедевром творчества Чайковского. Это произведение – кульминация в совместной работе двух художников. В «Снегурочке» Чайковского есть и колоритные образы русских сказок, и богатые краски национальных костюмов, и магия русской природы. Есть в нем и привычная для Чайковского философская идея - всепобеждающая сила природы и нравственная чистота человека.