В Петербурге начались гастроли Московского художественного театра им. А. П. Чехова. Они проходят на сцене Александринского театра, где зрители увидят три ярких спектакля сезона 2021-2022 года: «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», «Вальпургиева ночь, или шаги Командора» и «Сирано де Бержерак».
Кстати, появление «Сирано» связано со скандалом. Дело в том, что в афише первоначально была указана «Звезда вашего периода» - авторская «пессимистичная комедия с элементами автосарказма» Ренаты Литвиновой. Однако буквально за день до начала гастролей стало известно, что звезда покинула Россию и отменила все свои выступления. Пришлось срочно вводить новый спектакль, которым и стал «Сирано».
Впрочем, для художественного руководителя МХТ им. Чехова Константина Хабенского даже такой неприятный «сюрприз» не стал чем-то исключительным. Скорее, это еще один факт из тех порой странных и неожиданных вещей, которые окружают его в жизни и на сцене. Об этом знаменитый артист рассказал журналистам, в числе которых был и корреспондент SPB.AIF.RU.
Мюнхгаузен жил в Петербурге?
Константин Юрьевич, первые большие гастроли, которые вы проводите в качестве художественного руководителя, проходят в родном для вас Санкт-Петербурге. С каким чувством будете здесь выступать?
- Для всех артистов это особое чувство, потому что наш питерский зритель – лакмусовая бумажка, проверка работы на содержание, достоинство, уровень и качество юмора. Поэтому для меня каждый приезд сюда - испытание. И сейчас очень жду, какой будет реакция на спектакли, которые мы привезли.
В первом спектакле «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» вы не просто играете главную роль, но и являетесь одним из авторов пьесы. Необычный ход...
- Дело в том, что пьесы не было и мы с Виктором Крамером стали придумывать легенду. Я поучаствовал в сочинении текстового и сценического решения. В итоге получилась история из рассказов Распе и немного из биографии самого барона. Кстати, такой человек (Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен – прим. ред.) не только существовал в реальности, но и в XVIII веке, в годы своей молодости, жил в Петербурге. Возможно, для кого-то это станет откровением.
Вы настолько органичны в этой роли, что, кажется, в вас самом живет Мюнхгаузен…
- Знаете, если заниматься актерской профессией, как я и мои коллеги, то без этого ощущения внутри будет скучно и не интересно работать. Такой образ должен присутствовать, особенно у людей творческих. Ведь почему мы остановились на Мюнхгаузене? У меня где-то в глубине давно жила история Дон-Кихота и другие такие же сюжеты. И когда в «Сапсане», между Москвой и Петербургом, мы с Виктором Крамером начали это обсуждать и возник Мюнхаузен, я понял – сюда входят все идеи, которые мы вынашивали.
В кризис помогают охотнее
Но почему «завещание барона Мюнхгаузена»? И ориентировались ли вы на знаменитый фильм Марка Захарова?
- Давайте сначала поймём, что значит завещание. Нотариальный документ, или то, что мы передаём друг другу на словах - идеи, фантазии, мысли? Мне кажется, что большинство все же склоняется ко второму варианту. Это самое главное. А люди, у которых нет фантазии, расценивают как бумагу с подписями и печатями. Также мы посчитали бессмысленным бороться с кинематографом. Та пьеса была хороша в свое время. Поэтому взяли не характеры, а только имена действующих героев. Чтобы зритель мог легче ориентировался в новом материале.
Все было настолько захватывающе, что мы были в предвкушении сочинительства, спектакля, которого нет. Более того. На благотворительном аукционе я продал две ложи на прогон, на определённое число. Хотя, повторю, постановки еще не существовало. Деньги пошли на пользу детям. Поэтому, мне кажется, спектакль правильно начал жить еще до- рождения.
Вы упомянули о вашем фонде. Сейчас сложное время, в том числе для финансовой поддержки. Не уменьшилось ли в пору кризиса число благотворителей?
- В нашем фонде очень хорошая команда, которая собиралась годами и все проекты сегодня сохраняются. Даже пандемийная пауза не стала помехой. Наоборот, практика показывает, что когда возникают непростые обстоятельства, люди охотнее помогают друг другу. Есть проблемы с медикаментами, с этим сегодня многие столкнулись, но они решаются.
Спектакль – «с печи»
Вам пришлось срочно вводить другой спектакль из-за уехавшей в Европу Ренаты Литвиновой. Как в целом вы относитесь к звездам, покидающим сегодня Россию?
- Если говорить о замене спектакля – это нормально. Сегодня одно название в репертуаре, завтра – другое. Болезнь никуда не уходит. Люди продолжают болеть… Что касается уехавших артистов, отвечу за себя. Я продолжаю работать в своей профессии и хочу сделать так, чтобы мне и людям рядом со мной было интересно заниматься нашим делом.
И все же премьера «Сирано до Бержерак» прошла совсем недавно. Эту «героическую комедию», как указано в афише, на сцене МХАТ играли всего два раза. В Петербурге - третий. Нет ощущения, что спектакль «сырой»?
- Да, он нуждается, чтобы его немного «обкатали», «наиграли», но обстоятельства таковы, что показываем прямо «из печи». С трепетом наблюдаю, как Юра Чурсин работает и развивается в роли Сирано. Я видел прогон и премьеру – как говорят в Одессе, это две большие разницы. Мне кажется, спектакль, как и само произведение, сделан в метафизическом направлении и выходит просто за рамки сюжета. Он не про сегодняшний день, а с заделом на все времена, с отсылкой к разным Сирано, из разных эпох. Очень интересно, как его примет публика.
На гастроли в Петербург вы привезли постановки разные по жанру, темам и стилистике. А как в целом можно охарактеризовать направление, в котором сейчас работает ваш театр?
- Пожалуй, никак. МХАТ и хорош тем, что у него нет какого-то определенного направления, специальной глыбы, которую он тащит за собой. Поэтому сегодняшний МХАТ – это место поиска как для зрителей, так и режиссеров. Вместе со всеми, кто к нам приходит, он может радоваться своим успехам. А иначе если театр уже нашел себя и стоит на месте, он мне не очень интересен.
Мы знаем вас как прекрасного актера, но сейчас вы художественный руководитель. Насколько гармонично в вас уживаются большой начальник и артист Хабенский?
- Какая там гармония, плохо уживаются. Что-то подобное происходит, когда ты правой ногой стоишь в воде, а левой - на суше. Когда какой легче? Летом, наверное, правой, зимой – левой. Здесь та же самая история. Я пока учусь, набиваю шишки в своих фантазиях и замыслах. Что-то получается, что-то нет, но я продолжаю действовать по тому же правилу. Заполняю свою жизнь многими событиями и если хотя бы наполовину удается сделать намеченное, уже хорошо. Многим кажется, что у меня не 24 часа в сутки, а 32. Сам удивляюсь, но я так живу и предлагаю такой ритм своим коллегам. У нас много планов, наработок и уже сегодня мы думаем о следующем сезоне.
Кстати. Помимо спектаклей в Александринском театре пройдут четыре мастер-класса для студентов петербургских театральных вузов. Их проведут: 30 марта Игорь Верник, 28 марта Дмитрий Назаров, 1 апреля ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий и Константин Хабенский. 27 марта, в Международный день театра, он встретится с будущими актерами и режиссерами. Тема встречи отвечает профессиональному празднику всех, кто связан со сценой - «О чем говорить в День театра».
Материал подготовила Елена Данилевич