Примерное время чтения: 8 минут
570

«От запретов не пострадаем». Эрмитаж отметил свое 258-летие

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и факты – Петербург 07/12/2022
Татьяна Швецова / АиФ

7 декабря – день рождения Эрмитажа. Дата выбрана в честь именин императрицы Екатерины Великой, которая 258 лет назад основала знаменитый музей.

Чем он живет сегодня, spb.aif.ru рассказал генеральный директор Михаил Пиотровский.

Петр-щеголь

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Михаил Борисович, дни Эрмитажа – это всегда сочетание праздника и большой работы: выставки, лекции, конкурсы, спектакли на исторические темы. Традиция продолжится?

Михаил Пиотровский: Дни Эрмитажа родились из обычной жизни и сегодня оказались очень востребованной формой работы. Так, благодаря центрам-спутникам нашего музея мы проведем двенадцать «дней Эрмитажа» в различных городах России. Целый ряд новых выставок будет открыт и в Петербурге. В этом году отмечалось 350-летие Петра Первого. Под занавес покажем редкость – «Гардероб императора».

Нам всем хорошо знаком «царь-плотник» – в военном мундире или скромной рабочей рубахе. Этот образ навязывался, в том числе, самим монархом. Но немногие знают, что был и «Петр-щеголь», которому лекала привозили прямо из Парижа. В нашей коллекции свыше 300 предметов его одежды и аксессуаров. Мы провели фантастическую реставрацию, и никогда прежде это собрание не выставлялось в таком объеме. Также покажем книги, напечатанные в годы правления государя-реформатора. Можно увидеть, как менялся их облик, а изменение шрифта отражало смену эпохи.

– Костюмы Петра будут представлены в реставрационно-хранительском центре в Приморском районе. Вы не раз говорили, что существуют два Эрмитажа – один на Дворцовой площади и другой – в Старой Деревне. Но разве их можно сравнить?

– Да, есть два Эрмитажа, и они уже почти равны по количеству коллекций. В Старой Деревне у нас целый комплекс зданий. Здесь размещаются просторные открытые хранилища, реставрационные мастерские, залы для лекций и выставок. Продолжается строительство и многофункциональной библиотеки. Это потрясающее здание со стеклянными стенами, множеством технических новинок, которое отвечает самым передовым образцам. А в этом году вошел в строй мощный 7-этажный инженерно-лабораторный корпус, где установлено уникальное оборудование: системы лазерной сварки, резки, очистки, ЗD-моделирования. Все это позволяет поднять реставрацию на новый уровень и сделать немало открытий.

«Войны памяти»

– Современные возможности могут помочь и в другом. Сегодня русскую культуру пытаются отменить, но в Эрмитаже немало новейших технологий, которые позволяют все транслировать, несмотря на санкции. Насколько используются эти ресурсы?

– Все, что делает Эрмитаж при помощи новейших технологий, доступно всему миру. Эти способы мы опробовали в пандемию и получили впечатляющий результат. В условиях изоляции нас смотрели десятки миллионов человек. И сейчас все экскурсии, например, имеют иностранные варианты. У нас много посетителей в социальных сетях. Успешно развивается и проект «Эрмитаж в облаках» – это цифровые копии шедевров, выложенные в интернет-пространстве. Поэтому сегодня, чтобы познакомиться с музеем, его картинами и скульптурой, границы пересекать не надо.

Также хочу уточнить. Когда я говорю об отмене культуры, это не означает отмену русской культуры. Да, на наш центр в Амстердаме нападали, поступали угрозы сотрудникам, но это выходки неуравновешенных людей. Мы самодостаточны и от чьих-то запретов не пострадаем. В декабре Ла Скала открывает сезон оперой «Борис Годунов», затем в его афише – концерты, посвященные юбилею Прокофьева, так что никто Достоевского и Чайковского не отменит.

– Однако сейчас в мире идут настоящие «войны памяти», пытаются «вычеркнуть» целые эпохи...

– Здесь мы сами – первопроходцы. Сначала отменяли царскую культуру, потом советскую, затем – постсоветскую. Пересматривали целые пласты отечественной истории, уничтожали памятники. Это в Америке Колумба свергают первый раз, а мы хорошо знаем, чем все может обернуться. Поэтому всюду присутствуем и на основании своего опыта показываем и рассказываем, как преодолеть последствия колониализма. Причем по-настоящему, а не как это пытаются делать в разных концах мира.

– Получается, история никого ничему не учит?

– Сегодня нам всем надо подучиться, потому что ко многому мы стали относиться слишком поверхностно. Я не случайно так часто говорю о смыслах. Люди уже привыкли все воспринимать только как черное или белое, хотя на самом деле все сложнее. И музей пытается дать возможность увидеть вторые и третьи смыслы.

У нас сейчас непростые времена, и мы находимся между двумя кризисными периодами.

В 1990-е был кризис открытости, когда мы вдруг стали открыты миру и попали в «джунгли». Справились. Сейчас другое – кризис закрытости.

Наши проекты на Западе заморожены, в музеях даже есть распоряжение официально не иметь связей с российскими коллегами, но это временное явление. Эрмитаж – мировой, глобальный музей, мы плотно присутствовали в мире, и если сейчас какая-то часть глобуса от нас немного отдохнет, это тоже неплохо. Наш музей, как большой корабль, плывет своей дорогой, не сбиваясь с курса. Главное – быть ко всему готовым и активно работать. Если есть, говоря современным языком, хороший культурный продукт, способы его показать найдутся.

– Сейчас курс другой – в Азию, на Восток. С какими странами планируете наладить сотрудничество?

– В нынешней геополитической ситуации мы готовимся к большому обмену выставками с Китаем. Разумеется, когда прекратится карантин и будут сняты ковидные ограничения. Идут переговоры с Малайзией и Японией. Что касается Китая, я на конференциях, которые там проходят, выступаю онлайн не меньше, чем в России. Недавно записал доклад для международной встречи директоров в Пекине, где будет говориться о роли музеев в развитии городов. Наш опыт здесь очень важен. Также рассказывал об экспозициях, посвященных Петру, а сейчас готовим выставку, где речь пойдет о новых технологиях. Китаю это близко и понятно. Диалог продолжается постоянно. Часто спрашивают, как я отношусь к туристам. Очень хорошо, но мы не собираемся под них подстраиваться. Эрмитаж интересен сам по себе, при этом важно, чтобы приезжающие получали достоверные сведения о нашей истории и культуре.

Новая публика

– Традиционно Эрмитаж в день рождения делает подарок всем горожанам и гостям: вход в Зимний дворец, Главный штаб, Музей императорского фарфорового завода – бесплатный. Сохранятся ли в будущем году льготы, которые предоставляет музей?

– Стараемся это сделать. В октябре список расширили и ввели льготы для военнослужащих, ветеранов боевых действий, солдат, курсантов. Есть государственный набор послаблений, но он небольшой и не компенсируется. Все остальное мы должны заработать сами. Меня радует, что появилась новая публика, молодая, вдумчивая. Многие приходят целыми семьями и проводят в залах почти целый день. Очень выручает Пушкинская карта. Прекрасная программа, и молодежь ею активно пользуется. Если бы приняли аналогичную для пенсионеров, было бы замечательно.

– У Эрмитажа двенадцать «спутников» в городах России. Как там организована работа?

– Наши «спутники» очень для нас важны. За это время они стали не филиалами, а самостоятельными подразделениями. И наш приезд – не колониальный визит откуда-то из центра, а часть стратегии, подтверждающей присутствие Эрмитажа в регионах. Это целый комплекс мероприятий, где мы работаем вместе с местными специалистами, представителями власти. Например, в Екатеринбурге открылись несколько выставок. Испанской культуры, «восточная» – «Дары благородной Бухары» и интереснейшая экспозиция об оружии, которое делали для императоров мастера Златоуста. Одновременно прошло заседание Союза музеев России, а вскоре привезем туда выставку, посвященную Екатерине Первой, так как город назван в ее честь.

– Несмотря на уже существующие центры, у музея большие планы по строительству новых.

– Во Владивостоке реставрируется одно здание и возводится другое, продолжается строительство и в Калуге. В Оренбурге в перспективе открытие центра Эрмитаж-Евразия, а в Нальчике – Эрмитаж-Кавказ. В Казани мы представили фламандскую живопись, а в следующем году эксклюзивно расскажем об Александре Македонском.

В Выборге говорили о портретах русских людей, которых рисовали иностранцы, в Иркутске – о мотивах земли и воды, какие ювелирные изделия можно сделать из морских раковин, а в Омске об Александре Первом и его реформах. Причем представляем произведения искусства, которые никогда за границу не возили и не будем, а в России показываем, пожалуйста.

Сегодня Эрмитаж является в стране одним из проводников мировой культуры. Его залы открыты для всех, в том числе благодаря новейшим технологиям. Число посетителей, наша интернет-аудитория постоянно растут – и это лучший подарок ко дню рождения.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах