«Винни-Пух и все-все-все», «Икар и мудрецы», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм». Имя Юрия Хитрука связано с открытием новой эпохи в отечественной анимации. До него все снимали по «диснеевскому» канону. Став режиссёром, он открыл эпоху экспериментов, которые вывели мультипликацию из развлекательной ниши на философский и остросоциальный уровень.
На детской фабрике грёз
Хитрук отдал мультипликации 70 из 95 прожитых лет. Впервые он увидел «движущиеся картинки» на 1-м Московском международном кинофестивале в 1935 году – это были ленты «Три поросёнка» и «Микки-дирижёр» Уолта Диснея. Молодой Фёдор «заболел» новым видом искусства (тем более, он уже имел художественное образование)! Пошёл на студию «Союзмультфильм», но получил отказ. Устроиться на детскую фабрику грёз ему удалось только спустя три года.
Среди работ, в которых Хитрук принимал участие как художник-мультипликатор – «Дядя Стёпа», «Серая шейка», «Аленький цветочек», «Снеговик-почтовик», «Приключения Буратино», «Снежная королева» – всего 104 мультфильма.
Режиссёрский дебют состоялся в 1962 году. «Меня часто спрашивали – почему так поздно? Ведь мне было уже 44 года, – говорил мастер. – Дело в том, что никто меня особо в режиссуру не тянул, но никто и не преграждал туда дорогу. Пришло время, когда я почувствовал, что хочу и могу стать режиссёром – мне было, что сказать, накопились свои идеи, которые я не мог реализовать как мультипликатор».
Первой картиной стала «История одного преступления» – грустный рассказ о «шумовом терроре», среди которого приходится существовать главному герою, жителю большого города. В основу мультфильма легла личная история режиссёра – одно время он жил на втором этаже в комнатке, окна которой выходили во двор. Каждое утро начиналось с перебранки двух дворничих, «крик которых мог свести с ума кого угодно». «Потом одна из них обязательно включала радиолу на максимальную громкость с одной-единственной песней, из которой я запомнил только строчку – «Что-то я тебя, корова, толком не пойму». Никакие уговоры не действовали…», – вспоминал Хитрук.
Работа над этим фильмом была, по словам режиссёра «сладким мучением». Все участники творческой группы стали дебютантами в своём деле, каждый пытался реализовать то, что успел накопить за всю предыдущую жизнь. Сама картина стала настоящим событием, показавшим, насколько широкой может быть палитра художественных приёмов и форм.
Голоса Пятачка и Винни-Пуха
Далее были истории-притчи. Антиутопия «Остров» – мультфильм о том, как бедняга Робинзон просит помощи, сидя на необитаемом острове, но его никто не замечает. И спасает его, в конце концов, такой же, как и он – одинокий человечек, сумевший, в отличие от всех остальных, «увидеть» несчастного.
Мультфильм «Икар и мудрецы», о котором Хитрук скажет: «Главный герой мне сначала виделся не в образе античного героя, а как маленький, смешной, нелепый человек, обуреваемый одной-единственной страстью – летать. И эта страсть настолько велика, что никакие катастрофы, никакие несчастья не могут отвратить его от своей мечты…».
«Каникулы Бонифация» – история о добре и самопожертвовании. «Бонифаций – это я, – скажет режиссёр. – Не Хитрук Фёдор Савельевич, а художник вообще. После каждого фильма я проклинаю кинематограф в целом и свою профессию в частности: «Никогда в жизни. Хватит!…» Но случается, что сидишь в кинотеатре, показываешь детям мультики, и снова возникает желание работать».
И, конечно, трилогия о «Винни-Пухе». Изначально, кстати, планировалось снять 10 серий по сказке Милна, но после третьей – «группа выдохлась».
«Первый фильм мы сделали за полгода, – рассказывал Хитрук. – При том, что всегда на одну картину уходит год, независимо от длительности. А тут сценарий шёл без запинки, без задержки. Диалоги и сцены уже были прописаны самим писателем. Оставалось их только упаковать, чтобы было удобнее смотреть. Первое, что мы сделали – убрали Кристофера Робина. Все его реплики мы перераспределили между другими персонажами. И правильно сделали – потому что он только подчёркивал, что есть человек, а есть зверюшки, игрушки. А для нас это был единый мир Винни-Пуха».
При озвучивании Винни возникли сложности. Голос Евгения Леонова был слишком низким. Тогда звукооператор Георгий Мартынюк предложил немного ускорить его перемоткой. И медвежонок неожиданно заговорил «своим» голосом!
Пятачка озвучивала Ия Саввина. «Я знаю, как он будет говорить», – сразу сказала актриса. И вложила в уста своего героя интонации Беллы Ахмадулиной. Результат устроил всех.
«У режиссёра должно быть чёткое представление не о том, как должен выглядеть фильм, – говорил Фёдор Хитрук, – а ради чего он хочет что-то сказать. Главное – это не изображение, а суть, мысль».
Режиссер, сценарист и мультипликатор заявлял: «Современная мультипликация – это уже не аттракцион, как когда-то, а средство познания мира. Одна из проблем общества – непонимание между детьми и взрослыми. И здесь наше искусство незаменимо. Мультфильмы помогают детям лучше понять взрослых, а взрослым – детей».